Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

или осуждение очевидцев. Эти рассказы по степени достоверности можно условно разделить на исторические предания и легенды. Пре­ дания со временем обрастают дополнительными деталями, во время пересказов они гиперболизируются и переходят в разряд легенд — произведений, в которых реальные события дополняются вымыслом. Иногда мифологическая интерпретация событий приводит к тому, что некоторые тексты трудно отнести к какому-либо конкретному фольк­ лорному жанру — преданию, мифу или легенде. К сожалению, в архивах Тувы мало записей преданий и легенд. По приблизительным подсчетам (из-за неучтенности материалов в личных архивах собирателей фольклора), в рукописном фонде Тувин­ ского института гуманитарных исследований, Национальном музее им. Алдан-Маадыр, Государственном архиве Республики Тыва насчи­ тывается не более 300 записей текстов этих жанров, хотя, по мнению Д.С. Куулара, они бытуют во всех районах Тувы. Примером может служить легенда о скале Кыс-Халыыр, которая знакома жителям даже самых западных районов республики — Монгун-Тайги и Бай-Тайги. В современной Туве легенды и предания знают как пожилые люди, так и молодежь: мужчины, женщины и дети, живущие в сель­ ской местности. Результаты комплексной экспедиции в Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва 2001 г. обнадеживают. В связи с тем, что эта рес­ публика единственная в Сибири, где коренное население является преобладающим этносом, фольклор здесь сохранился лучше, чем в других регионах. Исследования, проводимые ТИГИ, позволят воспол­ нить лакуны в изучении несказочной прозы тувинцев. Начало собиранию и публикации тувинской несказочной прозы было положено в конце XIX — начале XX в. российскими исследова­ телями. Первым собирателем, переводчиком на русский язык и публика­ тором тувинских мифов, легенд и преданий был великий путешест­ венник по Центральной Азии Г.Н. Потанин. Во время поездки по Северо-Западной Монголии и Урянхайскому краю в 1879 г. он, при помощи грамотного алтайца И. Чевалкова, наряду со сказками запи­ сал ряд мифологических и легендарных сюжетов. Главным информан­ том Г.Н. Потанина стал Салчак Бюргют из урочища Усть-Бурен Салд- жакского кожууна (ныне Каа-Хемский кожуун). Он рассказал Григо­ рию Николаевичу около десяти эпических сказок и легенду «Челове­ ческая голова» [26, с. 109, 131, 138 и др.]. По-видимому, Салчак

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2