Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

хорошо, [когда] у одинокого человека друзья-товарищи появля­ ются», — подумав, охотник обрадовался, к большому костру под­ бежал, [но] никого [там] не оказалось. [Когда] в свой шалаш вошел, от удивления-изумления чуть ума не лишился! Из юрты не выходившая, по аалам не ходившая его жена в шалаш при­ шла, еду готовит, оказывается. Тот охотник стоял-стоял, еле-еле в себя пришел: — Это что происходит? — у жены спрашивает. — А что ты беспокоишься? Сколько можно сидеть. Где хо­ дить, все равно, думая, единственную нашу корову заколов, при­ шла [я] за тобой, — так его жена отвечает. Вкусную еду-пищу, женой приготовленную, кушая, проголо­ давшийся парень видит, [что] жена стала красивее, чем раньше, в молодости. Охотник сколько бы ни ел женой приготовленную еду-пищу, не наедался. Он исхудал-отощал, обессилел-ослабел. В один день [он]: «Куда еда-пища девается? Сколько ни ест человек, не наедается, с голоду умереть может. Здесь что-то не то», — подумал. Раньше обычного придя, в щель шалаша загля­ нул, чуть ума не лишился, [лишь] вскрикнул. Увидел: в юрте старуха с медными когтями, с медным носом, с одним глазом, с двумя [торчащими] зубами, с подобным мешку пузом, с си­ неющими венами — шулбусу в его жену превратившийся, сидит там. Старуха шулбуска со своего ребра мясо отрезает [и] в один котел опускает, а в другой котел из своей груди, похожей на мешок, сцеживает [молоко]. Огромным медным носом она огонь перемешивает: «Дурака одурачила, несчастного обманула!» — бормочет. Охотник, поняв в чем дело, шулбусу легкие-сердце насквозь прострелив, в шалаш заскочил [и] увидел — та гиул- буска, в желтый войлок превратившись, лежит. [Он] желтый войлок сжег, в тот же день в свой аал вернулся, жена жива- здорова, ждет [его], оказывается. После этого охотник в тот шалаш никогда не ходил, другие охотники туда тоже не ходят. Поэтому тот шалаш долгое время пустой стоял. Та река Чадырлыг с тех пор называется.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2