Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
Утром видящий духов старший охотник напарнику рассказал, [что] слышал. — Боже мой, брат мой*, отсюда скорее уйдем, — стал го ворить младший охотник. Старший охотник на это: — Отсюда уходить нельзя, эти существа шулбусы называются. Этих шулбусов мы победить должны. На стоянку два бревна принесем, по обе стороны костра положим, их укроем, у конца [каждого бревна] медные котлы вверх дном поставим. Эти су щества ровно в полночь придут, свои медные носы в стоящие на концах бревен медные котлы воткнут. Ровно в это время [мы] одновременно в них выстрелим, — старший охотник сказал. 5 Следующей ночью, ровно в полночь, два шулбуса , разговари вая, пришли. К накрытым бревнам, [которые] днем охотники у костра положили, подошли. [Шулбусы] своими длинными носа ми вверх дном поставленные медные котлы насквозь проткнули. В ту же минуту оба охотника выстрелили. Медные носы шул бусов, в медных котлах застряв, остались. Два охотника шулбу сов так победили. 6 У костра, где ночует, охотнику бросать кости бабок и ко ленной чашечки нельзя поэтому. 65. ЛИИРЕН В ШАЛАШЕ* 1 Один охотник самострелы ставить в тайгу пошел. В тайгу придя, в шалаше, [в котором] жил раньше, [когда] охотился- белковал, устроился. Самострелы-силки, [пасти] на росомаху расставлять начал. [Когда] так жил, большой снег выпал. « [Когда] снега много, охота удачной бывает», — сказав, охотник обрадо вался, воодушевился. 2 [Когда] в одном месте охотился, сильный ветер-буран начал ся, [охотнику] некуда деваться было. В лесу под лиственницей три дня без еды-питья сидел, [потом] буран [кончился], прояс нилось. От голода-жажды [страдая], охотник с трудом досвоего шалаша добрался [и] увидел, [что] возле егошалаша большой костер горит. Из шалаша дым клубится, [а] от запаха готовя щейся еды-пищи у голодного охотника желудок сжался. «Очень 11 Зака! № 368
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2