Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

зын-Хоогая] зарыл, пришел [в хурээ], моление Будде совершил, нужные товары купил, к товарищу вернулся, вместе домой по­ ехали. 12 Так ехали, к тому перевалу приехали, [Чалзан] с Чазын-Хоо- гаем заговорил: — Теперь ты людей убивать будешь? — спросил. — Нет, теперь я людей убивать не буду, — ответил [он и] остался. 13 Потом, ламу увидев, [люди] спрашивали: — Как не съели [тебя, когда] через этот перевал ехал? — [он] говорил: — Ничего не случилось на перевале, [там] аза-бук нет, — от­ вечал [Чалзан], с тех пор, [если] люди произносили заклинания, переходя [через этот перевал], никто не умирал. 14 Этот (человек), свирепого хозяина местности накормивший, укротивший, вернулся к себе, разбогател [и] зажил, оо*\ 63. ЛОКТЕВАЯ КОСТЬ [С ПЕРЕДНЕЙ НОГИ БАРАНА] 1 Тувинцы кости [от] почитаемых [частей] заколотого ско­ та — широкую лопатку, локтевую кость, бабки, коленную чашеч­ ку, щиколотку, череп (особенно лошадиный) — как попало не бросали. Лопатки обжигают [и] гадают [по ним], бабки, щико­ лотки собирают [и] играют [ими], [если] лодыжку чисто обгло­ дать, дети красивые будут, говорят. Локтевую кость тувинцы по­ читают, для аала, юрты оберегом* считая [ее]. [Чтобы] никакие [злые духи] на подворье не вошли, обглодают [и] на решетку [на дымоходе] юрты вешают. [Где] дети долго не живут или есть [всего] один-два ребенка, [в таких] юртах локтевую кость особенно почитают. 2 Давно [моя] бабушка такую сказку рассказывала: «Старухин единственный сын охотясь, с той охоты с добычей [обычно] возвращался. Сыновья [семьи] из соседнего аала, три брата, тоже охотились, но без добычи были. — Что за вредный негодяй, давайте убьем [его], ограбим, добычу, меха-шкуры заберем, — сказали [братья]. Вечером к [его] стоянке подкрались [и] видят: вокруг ко­ стра одинокого парня четыре-пять человека сидят, чай пьют, разговаривают. Братья несколько вечеров подкрадывались, парень так [все] и сидел не один.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2