Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

сказы времен сотворения мира’, эрте-бурун шагныц чугаалары ‘рас­ сказы древнейших времен’, элдеп чугаалар ‘странные рассказы’, кор- гунчуг, сүртенчиг чугаалар ‘страшные рассказы’, хоруглуг чугаалар ‘запретные рассказы’ и т.д. В тувинской фольклористике для обозначения понятия «миф» предложено несколько терминов: Д.С. Куулар и Ч.Ч. Куулар именуют легенду и миф одним общим названием тоолчургу чугаа [21], С.М. Орус-оол — миф [36], М.Б. Кенин-Лопсан — торулга [16]. В приведенных обозначениях, на наш взгляд, имеются некоторые несоответствия. Термин тоолчургу чугаа не дифференцирован, обо­ значает два неравнозначных понятия — и миф, и легенду; миф — сло­ во не исконное в тувинском языке; торулга — характерен только для определенной местности (Хондергей). Как пишет немецкая фольклористка Эрика Таубе, у ценгельских тувинцев, проживающих в Северо-Западной Монголии, миф называ­ ется домак [33]. В тюрко-монгольском фольклоре слова, родственные ему, такие как хак. нымах, якут, номох, каз. жомок, монг. домог, означают «повествование, сказание». Очевидно, что они происходят от одного древнетюркского корня. Можно предположить, что предки тюрко-монгольских этносов этим словом называли повествование о каком-либо событии. Поэтому допустимо было бы использовать в тувинской фольклористике по от­ ношению к мифу слово домак. Однако учитывая то обстоятельство, что в современном тувинском языке оно стало применяться для обо­ значения лингвистического понятия «предложение», необходимо дру­ гое название, однотипное с уже устоявшимися у тувинцев жанровы­ ми определениями тоолчургу чугаа ‘сказочное повествование’ — ле­ генда, төөгү чугаа ‘исторический рассказ’ — предание. Пользуясь народной терминологией и традицией включать слово чугаа ‘рассказ’ в качестве ключевого компонента в словосочетания для обозначения жанров несказочной прозы, мы предлагаем называть миф одним сложным словом — бурун-чугаа ‘древний рассказ’. Этот термин, на наш взгляд, как наиболее понятный и емкий, отвечает основным критериям мифа: подчеркивает давность происходящего события и веру в его подлинность, а также указывает на повествовательный характер произведения. Значительную часть несказочной прозы коренных народов Сибири составляют рассказы о знаменательных событиях в жизни этноса в прошлом и настоящем, о фактах, вызвавших восхищение, удивление

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2