Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

Потом: — Что стоишь, Чазын-Хоогай, воды, гцепок принеси, — ска­ зал, когда огонь разводил, вода, дрова появились. Чай сварили, попили: — Что ты прячешься, Чазын-Хоогай, попутчику показаться, разговаривать надо, — сказал, [тогда] маленький, с локоть, с бородой до пояса костлявый человек появился. — Ладно, наших верблюдов приведи, — сказал [Чалзан, тот] верблюдов привел. Погрузились, поехали. Теперь он видимым стал. Потом вме­ сте ночевали, ехали. Чазын-Хоогай очень работящим оказался. 8 В одном месте запасы пищи кончились. — Теперь, [если] по пути аах встретим, еду-мясо купим, — сказал [Чалзан], Чазын-Хоогай: — Здесь по дороге богач живет. У его младшего сына вне­ запно в горле опухоль появилась. Тебя [по пути] встретят, прий­ ти пригласят. [Ты] пойдешь, горло заговаривать будешь, я по­ глажу [горло], чтобы стало лучше, — говорит. 9 И правда, около дороги, по которой ехали, богатый аах стоял. Хотя [мимо] проезжали, всадник подскакал [к ним]: — У сына нашего бая внезапно горло опухло. Поблизости ламы-послушника нет, Вас, мимо проезжающего ламу, пригласить велели, [я и] приехал, учитель*, — сказал. Пришли, в юрту зашли, видят, маленький мальчик сильно стонет. 10 — Беда, учитель, мальчик заболел. Попробуйте что-нибудь сделать, — сказал [богач, Чалзан] горло заговорил, [а] Чазын- Хоогай, [которого] люди не видели, больного мальчика по шее погладил, [он], будто занозу вытащили, выздоровел. Мальчик сра­ зу вскочил, играть побежал. — Ай, очень мудрый [ты] лама оказался, скота, мяса сколь­ ко понадобится [тебе], учитель? — спросил [богач]. — Ни скота, ни мяса не возьму я; припасы кончились, при­ пасы нужны мне, — сказал [Чалзан, тогда] двух больших валу­ хов закололи [и] дали, тахкан-щ>осо, ааржи- [топленое] масло, много еды дали [и] сто ханов серебром дали. 11 Оттуда поехали, в Главный монастырь приехали. Чазын-Хоогай: — Я с тобой кБудде пойти не могу, проклятый человек* я, что делать мне? —спросил, [Чалзан] за городом в мусор [Ча-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2