Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

ТРАДИЦИОННАЯ НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА ТУВИНЦЕВ Данный том посвящен трем жанрам несказочной прозы тувинцев: мифам, преданиям и легендам. Первая его часть содержит фольклорные произведения, которые составители относят к мифам. Мифология как форма сознания заро­ дилась на очень раннем этапе истории человечества. Исследования этнографов С.А. Токарева, В.Н. Басилова, Т.М. Михайлова, В.М. Кулем- зина, Н.А. Алексеева подтверждают ее наличие у всех коренных на­ родов Сибири. Исходя из этого, создатели тома при отборе текстов основывались на определении, сформулированном одним из состави­ телей тома, Н.А. Алексеевым: мифология тюркоязычных этносов Си­ бири представляет собой совокупность фольклорных произведений, отражающих осознание ими Вселенной на основе признания ее мно­ жественности, т.е. наличия в ней взаимосвязанных параллельных ми­ ров — Верхнего, Среднего и Нижнего, а также многомерности этих миров, возможности перехода существ, там находящихся, из одного мира в другой и их воздействия друг на друга [1, 2]. Мифы сибирских народов можно разделить на сакральные и про- фанные. Первые считались священными, тайными знаниями, которы­ ми обладали только знатоки и руководители священных обрядов: жре­ цы культа божеств-покровителей рода или племени, шаманы — люди, владеющие даром проникать в иные миры, взаимодействуя с их оби­ тателями. Профанные мифы были известны всем членам конкретных социумов; эти тексты в основном и доступны собирателям. Мифология тувинцев, как и мифология других сибирских народов, изучена очень слабо. В тувинском языке, например, нет общеприня­ того термина «миф». Произведения, отражающие исконные мифологические представ­ ления, тувинцы называют по-разному: дип будер шагда чугаалар ‘рас

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2