Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
те застыла. Сзади подошло огромное черное существо, женщину схватило [в охапку и] побежало в сторону леса в предгорьях. 3 Женщина крикнуть [хотела, но] с испугу голос потеряла. «Когда же меня сожрет-разорвет этот хищник, а-а, халак , слиш ком много хвалилась я, помилуй, хайыракан /» — говоря, жен щина про себя молилась. 4 Медведь ее есть не стал, держал в своих объятиях с мохна той шерстью, [чтобы было] теплее, так ночевал. [Когда] утро пришло, [он] женщину отпустил, ей свою лапу протянул. «Чего же хочет это существо?» — подумав, женщина его лапу осмот рела, там от облепихи заноза воткнулась. «Вот чего он хочет», — женщина поняла, тут же пришла в себя, вытащила иголку, в отвороте халата бывшую*, у медведя из лапы занозу вынула. Испуганная несдержанная [на язык] женщина обрадовалась очень: «У [этого] медведя человеческий ум», — подумала, ему поклонилась*. 5 Медведь одно из ведер женщины схватил, собирать ягоды стал, мысли успокоив, женщина вместе [с медведем] ягоды со бирать стала. Ведра наполнились, вечер наступил. Тогда медведь женщину [в охапку] взял, к месту возле аала , где берут воду, принес [ее], а сам не спеша, часто оборачиваясь, ушел. 6 Женщина в юрту вошла, маленькие дети ее от радости за плакали. Поверье, [что] на женщину медведь не нападает, го ворят, отсюда пошло. [Обычай] не говорить «медведь», а « хайы ракан, спокойный сивый, густошерстный, ползущий, собирающий шишки, черное существо, волк-старик» и еще по-иному называть [его] тоже тогда возник, говорят. 47. МАГАЧЫН 1 Осенью хозяин юрты* на хребет Мангырзынныг охотиться на белок уехал. Хозяйка юрты* с маленькой дочерью осталась. Однажды [они] сидели [в юрте], к юрте человек с волосатыми щеками подъехал. Мать, [чтобы] подогреть чай, хворост собирать вышла, дочь в юрте оставила. Вот [тогда] человек с волосатыми щеками ма ленькую девочку схватил, вскочив на своего коня, стал отъез жать. 8 Заказ № 368
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2