Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

2 [Молодой] пегий жеребец старика скинул, убежал. [Когда] жеребец поскакал, угли сильнее разгорелись. [Молодой] пегий жеребец взволновался, в большой табун забежал вскачь, табун от него шарахнулся, [кони] носиться начали. Уголь еще сильнее разгорелся, еще больше занялся, на земле, где разбежались кони, все красным огнем покрылось. 3 Люди, увидев [это], за большой мятеж это приняли, на се­ вер перекочевали, на три стороны разбежались. Поэтому боль­ шинство тувинцев в Танды-Хемчике скопилось. Некоторые на Западном Алтае, остальные в Горном Алтае в [местности] Чыш оказались, говорят. Поэтому: «Вот так, из-за поднятых пегим жеребцом клубов пыли тувинцы так на три группы разделились», — говорят. 43. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШОРЦЕВ 1 В верховьях [реки] Ак в местечках Энге-Белдир [и] Коо- лааш [в роду] ондаров знаменитый человек по имени Узун-Анчы жил, говорят. Однажды, [когда] у Узуна-Анчы в юрте житель Таштыпа Чалчымай охотник был, тувинский гадатель пришел, погадав на костях: — Сватами вы будете. У Узун-Анчы сын есть, а у Чалчы- мая — дочь, — сказал. 2 В самом деле, [когда] поговорили, оказалось, [что] у Узуна- Анчы был бойкий-шустрый [сын] по имени Шор-оол, умевший с детства с петлями, самострелами, с луком-стрелами охотиться, десятилетний мальчик; а у охотника Чалчымая была кроить и шить уже умевшая дочка Кондома девяти лет. В самом деле, два охотника с большой радостью сватами быть в будущем догово­ рились. 3 Что тувинец с [реки] Ак и татарин с тайги за Таштыпом (так хакасов в то время называли), из разных племен [люди] сватами станут, — [эта] любопытная весть скоро в окрестностях аалов и тувинцев, и татар, [где жили] два охотника, разнеслась. Некоторые люди: «[Если] на одном языке [говорящие] из родст­ венных родов-племен [люди] одной семьей станут жить, — тем лучше», — говорили; другие люди о двух разных народах: «Как же так, лошадей с коровами или овец с козами сводить, в одном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2