Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
с. 135—136]. Г.А. Григорян сделал мелодическую обработку известной пес ни, посвященной р. Ярхадана, ставшую популярной среди участников худо жественной самодеятельности и даже фольклорных исполнителей. Вари ант ГА. Григоряна позднее фиксировался собирателями от Н.М. Лихачева, В.Г. Шалугина и других знатоков фольклора (ПМ Шейкина и Танимото). Пример 1 (компакт-диск, 1)* т а V I - 2, 1 - .. Ь Е 1 V ^ ..111 ПИЭ ЭН- дэ . гэ . пэ_ гэт 4). • * * ■ 0 ... .. ...... ^1в «1~ ........ £ йа. р(а)_ ха пой _ на . с’ил ту. дэ о - 1 Т ...к ; г и г~ жий - гэ. л(ь)э, г Л ' ^ т г Н И 1 Г М ' Й ар.ха.дэн эм_ мэй ойл (да)мии.дьэ чу_ ру _ дьа (а). хон . та . с'и.нум, к г\ 1 4у П / 0 9 И . лу _ гэ - йо, и _ лу . гэ - й о ... В 1970—1990-е гг. мелодика юкагирских песен нашла отражение в творчестве профессиональных композиторов Якутии — Г.Н. Комракова («Северная сюита»), З.К. Степанова (балет «Ярхадана»), Е.И. Неустроева, В.Г. Каца, Н.С. Берестова [42, с. 139; 59, с. 40; 78, с. 82]. В 1962 г. состоялась экспедиция этномузыковеда Э.Е. Алексеева и композитора Г.Н. Комракова в пос. Нелемное Верхнеколымского райо на Якутии. В данной звуковой коллекции, копия которой была любезно предоставлена Ю.И. Шейкину и автору настоящей статьи Э.Е. Алексее вым, содержится 16 образцов песенного и танцевального фольклора юка гиров. В фундаментальном исследовании, посвященном проблемам фор мирования лада, Э.Е. Алексеев приводит один из них. Автор впервые осуществляет аналитическую нотную запись юкагирской песни, подчер кивая при этом «диатоничные» черты ее ладовой основы [5, с. 206, ср.: пример 22, компакт-диск, 21]. В настоящей статье публикуются четыре образца из материалов Э.Е. Алексеева и Г.Н. Комракова (см. приме ры 21—24, компакт-диск, 20—23). * Сведения о песенных образцах см. в Примечаниях к нотным примерам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2