Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
М.С. Вруцевич, характеризуя наиболее распространенные формы за нятий юкагиров в зимние месяцы, отмечает: «...запасшись на зиму мя сом, солью и имея для обмена на табак, ситец и другие товары, всегда большой запас выделанных оленьих кож, юкагир остальное время года, кроме осмотра ловушек, проводит совершенно беззаботно, посещает дру зей, курит или играет на самодельной скрипке. Отличительная черта в характере юкагиров, в противоположность всем инородцам Якутской области и в особенности якутам — это любовь к музыке и пению (кур сив мой. — Т.И.). Мужчины воспевают про удаль и опасности охоты на медведя и вообще о своих подвигах; а женщины, мягкий, нежный голос которых более приятен, распевают о соловье и сизокрылом голубке, ре шетчатых окнах и других предметах, ныне юкагирам совершенно неиз вестных. Но о преданиях старины ничего не упоминается, хотя туземцы иногда много рассказывают чудесного о своих предках» [19, с. 35]. По добное понимание особенностей музыкального фольклора юкагиров можно объяснить тем, что исследователь столкнулся с явлениями инновацион ного характера, возникшими под влиянием культуры русских. Описания песенных лирических импровизаций юкагиров, оставлен ные Ф.Ф. Матюшкиным, участником экспедиции Ф.П. Врангеля, являют ся своего рода продолжением наблюдений М.С. Вруцевича. Исполнение песен под аккомпанемент балалайки и скрипки было отмечено у исчез нувшей группы анюйских юкагиров ( омоков ) [18]. Характерно, что оба инструмента сохранились в музыкально-фольклорной практике как юка гиров, так и русских старожилов по сей день (КФЭ 1987) [17]. По-види мому, юкагирские песни ассимилировали русскую песенную мелодику. К наиболее ранним упоминаниям о лирическом пении юкагиров следует отнести высказывание сосланного на Колыму народовольца, впос ледствии известного этнографа В.Г. Тан-Богораза: «Местами являются даже попытки слить воедино русский фольклор и туземный и создать из этого соединения новое гармоническое и уже неразрывное целое. Самую зна чительную из этих попыток представляют “андылыцины”, полуимпрови- зированные любовные песни-диалоги юношей и девушек, которые по ются на реках Колыме и Анадыре» [13]. Расширению сведений о бытовании фольклорных жанров, музыкаль но-фольклорной лексике способствовали юкагироведческие труды В.И. Иохельсона [34, 35, 47], в которых были опубликованы, в частности, первые записи песенных импровизаций одулов и сказок с речитативами. Тексты сопровождались фонозаписями, произведенными В.И. Иохельсо- ном и В.Г. Тан-Богоразом на восковые валики во время Сибиряковской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2