Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

М.С. Вруцевич, характеризуя наиболее распространенные формы за­ нятий юкагиров в зимние месяцы, отмечает: «...запасшись на зиму мя­ сом, солью и имея для обмена на табак, ситец и другие товары, всегда большой запас выделанных оленьих кож, юкагир остальное время года, кроме осмотра ловушек, проводит совершенно беззаботно, посещает дру­ зей, курит или играет на самодельной скрипке. Отличительная черта в характере юкагиров, в противоположность всем инородцам Якутской области и в особенности якутам — это любовь к музыке и пению (кур­ сив мой. — Т.И.). Мужчины воспевают про удаль и опасности охоты на медведя и вообще о своих подвигах; а женщины, мягкий, нежный голос которых более приятен, распевают о соловье и сизокрылом голубке, ре­ шетчатых окнах и других предметах, ныне юкагирам совершенно неиз­ вестных. Но о преданиях старины ничего не упоминается, хотя туземцы иногда много рассказывают чудесного о своих предках» [19, с. 35]. По­ добное понимание особенностей музыкального фольклора юкагиров можно объяснить тем, что исследователь столкнулся с явлениями инновацион­ ного характера, возникшими под влиянием культуры русских. Описания песенных лирических импровизаций юкагиров, оставлен­ ные Ф.Ф. Матюшкиным, участником экспедиции Ф.П. Врангеля, являют­ ся своего рода продолжением наблюдений М.С. Вруцевича. Исполнение песен под аккомпанемент балалайки и скрипки было отмечено у исчез­ нувшей группы анюйских юкагиров ( омоков ) [18]. Характерно, что оба инструмента сохранились в музыкально-фольклорной практике как юка­ гиров, так и русских старожилов по сей день (КФЭ 1987) [17]. По-види­ мому, юкагирские песни ассимилировали русскую песенную мелодику. К наиболее ранним упоминаниям о лирическом пении юкагиров следует отнести высказывание сосланного на Колыму народовольца, впос­ ледствии известного этнографа В.Г. Тан-Богораза: «Местами являются даже попытки слить воедино русский фольклор и туземный и создать из этого соединения новое гармоническое и уже неразрывное целое. Самую зна­ чительную из этих попыток представляют “андылыцины”, полуимпрови- зированные любовные песни-диалоги юношей и девушек, которые по­ ются на реках Колыме и Анадыре» [13]. Расширению сведений о бытовании фольклорных жанров, музыкаль­ но-фольклорной лексике способствовали юкагироведческие труды В.И. Иохельсона [34, 35, 47], в которых были опубликованы, в частности, первые записи песенных импровизаций одулов и сказок с речитативами. Тексты сопровождались фонозаписями, произведенными В.И. Иохельсо- ном и В.Г. Тан-Богоразом на восковые валики во время Сибиряковской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2