Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
Вероятно, они отражают ритмически организованные формы поведения и обрядовую практику древних юкагирских племен [58, с. 95]. Согласно мифологическим представлениям древних юкагиров, музы ка и пение наделялись магическими свойствами. Например, в то время, когда мужчины находились на охоте, женщинам запрещалось петь за шитьем камусов (для лыж). Считалось, что в противном случае звуки пения, раздающиеся в тот момент из лыж охотника, могли отпугнуть промысловых животных [86, с. 53—54]. Термин, соответствующий соб ственно «музыке», как и в большинстве фольклорных культур подобного типа, отсутствует, тем не менее выявленные национальные обозначения позволяют частично определить систему интонационно-акустических воз можностей этой культуры. Музыкальный фольклор юкагиров как и других реликтовых культур Сибири — ительменов, кереков, негидальцев, алеутов и др., малоизучен. О наследии этого народа, населявшего обширные территории на Северо- Востоке Сибири, свидетельствуют материалы путешественников, этногра фов, фольклористов, посетивших Колымский край в XVIII—XIX вв. Ин формация по собственно музыкальной этнографии появляется только в XX в., когда осуществляются первые фонозаписи и публикуются итоги экспедиций с участием филологов, музыковедов и композиторов. Первые материалы о музыкальном фольклоре юкагиров содержатся в трудах А.Е. Дьячкова, М.С. Вруцевича, С.И. Мицкевича, Ф.Ф. Матюшкина, Ф.П. Врангеля, В.Г. Тан-Богораза [12, 13, 18, 19, 24, 47а, 49]. Ценность их сведений прежде всего в том, что они наблюдали культуру юкагиров в еще неизмененном состоянии. Так, А.Е. Дьячков в 1893 г. зафиксиро вал редкую традицию анадырских юкагиров, связанную с обрядовыми формами поведения: «...говорят, что если человек, совершенно не знав ший никакого шаманства, покушает мухоморов, то представляет шаман ское действие; если когда просят шамана полечить больного или разга дать какое-нибудь тайное дело, шаман просит поесть мухомора, будто бы от того прибавляется сила шаманства» [24, с 230]. С.И. Мицкевич, посетивший Колымский край в начале XX в., оста вил описание обрядовых форм поведения и интонирования местных жи телей: «...угрожаемый со всех сторон всякими напастями туземец для ох раны от них прибегает к помощи шамана Заклинание, камлание шама нов сильно действует на впечатлительных суеверных колымчан. Часто после камлания шаманов несколько человек, бывших на камлании, сами начи нали “шаманить” <...> очень частое явление — пение во время сна поют песни, распевают целые былины...» [49, с. 7, 10].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2