Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

68. Охота с оленем-манщиком (Сэбуньиэчэлэк иэруул). Зап. Г.Н. Кури- лов в 1963 г. от И.Е. Курилова, 93 лет, в Нижнеколымском р-не Якутской АССР. — Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 14, ед. хр. 94. — Публ. впервые. 2 — ...дергал [за ремень ] своего манщика... (...тудэ сэбуньиэчэ^анэ. ..) — см. коммент. к тексту 2, бл. 10. — ...рогатую стрелу (...ирньэй чавурэк...) — стрелу, конец которой имеет форму рогатины. 3 — ...всегда делился (...охоль савасэтэм) — охотник должен делиться добы­ чей со всеми, иначе удача может от него отвернуться. 69. Охота с собакой (Лаамэлэк иэруул). Зап. Г.Н. Курилов в 1963 г. от И.Е. Курилова, 93 лет, в Нижнеколымском р-не Якутской АССР. — Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 14, ед. хр. 94. Публ. впервые. 1 — ...спускали собак (...мэ лаамэснга ) — летом при помохци оленя-манщика охотиться невозможно (см. текст № 68, бл. 4). Для охоты используются специаль­ но обученные собаки, которые загоняют диких оленей в большое озеро и не вы­ пускают их оттуда до прихода людей. 3 — Снова одного отпускают (Ваай маархуол мэ почэсэйна ) — см. текст 68, бл. 2. Как и при зимней охоте, одного дикого оленя обязательно оставляют живым, иначе дух земли может рассердиться и тогда удача отвернется от людей. — ...угощали землю (...лукунбурэбэтжъ сундиинунка') — после удачной охоты на диких оленей с помощью собаки выполняют ритуал благодарения духам. Он выполняется и после охоты с оленем-манщиком. 70. Заговор-вызов (Талуутэл). Зап. Г.Н. Курилов в 1963 г. от И.И. Курило- вой, 45 лет, в пос. Андрюшкино Нижнеколымского р-на Якутской АССР. — Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 14, ед. хр. 94. — Публ. впервые. 3 — ...Мээнтпикэндьаа... (...Мэнгтикэндя..) — ср. эвен, мээнтпикэн ‘кличка до­ машнего оленя’, мэнтпи ‘серый, бурый (о масти)’. — Заговор-вызов ( Талуутэл ) — собственно, сопровождаемый специальным за­ говором обряд, который совершается с целью вызвать издалека оленей или (изред­ ка) людей. Обычно речь идет о расстоянии, которое можно преодолеть за день или за сутки. Для вызова желательно знать кличку того оленя, за которым пойдут ос­ тальные. Вызываемый человек должен быть хорошо известен исполняющим обряд. Слова заговора, произносимого с целью вызова, не должны произноситься без на­ добности — это считается опасным. И.И. Курилова наотрез отказалась произнести эти слова вслух. 1 — Твоего отца так вызывали несколько раз (Тэт амаа^анэ хамлидъэдэн талуутаалъэлн'а ) — информант сообщила, что отца автора этих строк несколько раз так вызывали влюбленные в него девушки. 2 — ...крюка (...лэгунмэндьэ^а...) — т.е. крюка для вытаскивания мяса из котла. 4 — И ту еду... (Так лэгул..) — т.е. ягель с водой в котле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2