Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
3 — ...нечто вроде крюка (...луохачэндьэрукунэк...) — у шаманок обычно не бывает ни бубна, ни колотушки. Во время камлания они размахивают подобием крюка, плотно обернутого куском камуса. На нем висят бахрома, кисти, побрякуш ки. У шаманов этому предмету соответствует колотушка. 5 — ...кричала гагарой , волком , стерхом (...сальна дитэ , эврэйрукун дитэ удилъ дитэ ерньиэнуни ) — подобно шаманам-мужчинам старуха Энекей перед камлани ем издавала крики белозобой гагары, волка, стерха. — ...за нашей больной приходил (...мит кедэщнэ мэнчэр кэлуй) — букв.: «на шего человека привезти приходил», т.е., вероятно, доставил ее душу, вызванную кам ланием Энекей из мира мертвых. 66. Дерево деда [по прозвищу] Старый (Хаахаа Старый шаалги). Зап. А.Н. Лаптев в 1959 г. от М.Г. Лихачевой, 61 года, в пос. Нелемное Верхнеколым ского р-на Якутской АССР. — Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 14, ед. хр. 35. — Публ.: [72, № 37]. — ...Старый... — рус. слово. 1 — Раньше на Поповке жили юкагиры (Тудаа Ньаатпэнгэ модольэлни оду- пэ) — на р. Поповке, левом притоке Колымы, в середине XIX в. жил со своим родом шаман по прозвищу Старый [72, ч. 2, с. 68], упоминаемый в заглавии данно го текста. 4 — ...чертову дочь... (Кукул мархльувк...') — по уточнению информанта, речь идет о дочери не кукула , а главы Нижнего мира Острой Головы [72, ч. 1, с. 136; ч. 2, с. 68]. — ...поднял на небоу ...в Нижнюю землю провалила (...мэрэшльэлмэлэ кужуу- пин... аалуудуол лэбиэнин чэрэшэльэлум) — от выстрела парня дочь Острой Голо вы (см. выше) улетела вверх, отправив душу юноши в Нижний мир [72, ч. 2, с. 68]. — ...шайтаном называли (...шайтан монут, ньууньжаа) — усвоенное от рус ских (обычное в русском языке Сибири XVII—XVIII вв. и позднее) обозначение черта, сатаны, деревянного идола и т.п. В русском языке тюркизм [7, с. 685]. 5 — То дерево еще стоит (Тан' шаатэгэ аай о$уой) — однако «шайтан» ис чез, вероятно, еще в конце XIX в. В похищении деревянной фигуры юкагиры, по сообщению Н.И. Спиридонова, обвиняли В.И. Иохельсона [72, ч. 2, с. 68]. 67. Бродячий чукча (Сукидьэврэй чупчэ). Зап. А.Н. Лаптев в 1959 г. от П.А. Никулиной, 86 лет, в Нижнеколымском р-не Якутской АССР. — Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 14, ед. хр. 34. — Публ. впервые. 6 — ...арангас... (...лабаз...) — якут, аранас ‘лабаз, кладовая на столбах; могиль ный лабаз на дереве’ [7, с. 93]. — Бродячий чукча (Сукидьэврэй чупчэ ) — или полуфантастический человекооб разный обитатель тундры (дикий, покрытый шерстью, быстро бегающий, издающий свист, похищающий женщин и еду), в существование которого верили не только тундренные юкагиры, но и северные якуты, русские старожилы Индигирки, Ниж ней Лены, Яны, Колымы [71, с. 319], тунгусы. Современные тундренные юкагиры представляют его одетым в нерпичью шкуру, высоким, сутулым. Русские старожилы чаще называли его сендушпый или сендугиный чукча, букв.: «тундренный (чукча)».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2