Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР ЮКАГИРОВ Фольклорная музыка юкагиров является составной частью духовного наследия одной из самых древних культур Северной Азии. Разнообраз ные формы интонирования одулов и вадулов представлены в песенных импровизациях, сказках, шаманских камланиях, звукоподражаниях жи вотным и птицам, в круговых и подражательных танцах. Предки юкагиров занимали обширную территорию на Северо-Вос токе Сибири еще до прихода туда тунгусских и тюркских племен. К наиболее ранним памятникам музыкальной культуры в этом регионе относится флейта, найденная на стоянке неолитического поселения на р. Куллаты. Куллатинская флейта, по описанию А.П. Окладникова, — «гладкая цилиндрическая трубочка из трубчатой кости лебедя или дру гой крупной птицы, покрытая круглыми отверстиями со всех сторон, но расположенными не друг против друга (т.е. насквозь. — Т. И.), а так, что против каждого отверстия имеется непросверленная стенка» [57, с. 90—91]. Такое расположение отверстий, по мнению Ю.И. Шейкина, допускает принцип звукоизвлечения на вращаемых аэрофонах, служив ших охотничьим манком [80, с. 92]. Использование канальных аэрофо нов в качестве вращаемых предметов для извлечения свистящих звуков известно, например, у народов Океании [88, р. 200—205]. Возможно, по добные костяные флейты были распространены у народов Сибири в про шлом, хотя музыкальная этнография XX в. уже не зафиксировала их в живой фольклорной практике. Исключение составляют флейты нанай цев и нивхов, хранящиеся в музейных коллекциях [17, с. 195]. Наскальные рисунки на Лене и ее притоках — современники кул- латинской флейты [58]. Среди петроглифов исследователи выделяют изоб ражения танцующих людей, а также многочисленные композиции с фигурой шамана и шаманской атрибутикой (бубен, колотушка и т.д.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2