Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
53. Легенда о том, почему второй Алазейский юкагирский род называ ют Эрбэткэн. Зап. В.И. Иохельсон в 1897 г. от К. Слепцова. — Публ.: [47, № 97]. Этот текст проверен и заново переведен Г.Н. Куриловым совместно с А.В. Ку- риловой в 1985 г. в пос Андрюшкино Нижнеколымского р-на Якутской АССР. Текст и перевод В.И. Иохельсона даны в Дополнениях. — ...Эрбэткэн — эвенское название юкагирского по происхождению рода, см. коммент. к тексту 52, бл. 17. 54. Безголовый человек (Элйуоньэй гедэ). Зап. А.Н. Лаптев в 1959 г. от П.А. Никулиной, 86 лет, в Халлерчинской тундре Нижнеколымского р-на Якутской АССР. — Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 14, ед. хр. 34. — Публ. впервые. 3 — ...глаза \у того] на плечах. Глазами... рот его ищет: нигде не видно (...йуо- диипэги сарбэдамунпэдащ льэни) — т.е. существо безголовое. В записанном В.И. Ио- хельсоном тексте о двух шаманах [47, с. 140—143] безголовый персонаж, имею щий один глаз посреди груди, назван шаманом «с той стороны моря», что указыва ет на его связь с миром мертвых [72, ч. 2, с. 72]. Безголовое существо относится к фольклорным персонажам (воспринимавшимся и как реальные), широко извест ным в разных традициях Северо-Востока Азии, в том числе у русских старожилов региона. В терминологии русских индигирщиков и колымчан эти персонажи (как правило, четко не дифференцируемые) называются миравды, сендушный, худой чукча, чучуна [7, с. 387, 492, 680]. Существенно, что легенды о безголовых обитателях «пол нощных стран» были известны русским еще до прихода в Сибирь, они были рас пространены в средневековой Европе вплоть до XVI—XVII вв. [3, с. XXI, XXXVI, 12, 18, 106, 112, 113 и др.]. В вопросе о генезисе «безголовых» персонажей остается немало неясностей. Интересно указание на то, что изображения безголовых людей встречаются на наскальных рисунках Якутии [72, ч. 2, с. 72]. У юкагиров образ безголовых, вероятно, усвоен от русских. Можно указать на русско-устьинские легенды о миравды — безголовых с лицом на груди [71, с. 318]. Эти легенды правдоподобно расцениваются как «сколок» с известного сочинения «О человецех незнаемых в восточной стране и о языцех розных», написанного еще до прихода русских в Сибирь. О самоедах в нем говорится: «аки человеци, но без головов; рты у них меж плечима, а очи в грудех...» [69, с. 18—19]. Заслуживает внимания описание безголовых в фольклоре нганасан: «головы у них совсем нет, два глаза в плечах» (см. [72, ч. 2, с. 72]). Не исключен и якутский источник юкагир ских «безголовых». У якутов засвидетельствованы рассказы о фантастических суще ствах чучунаа , чочунаа, кучунаа (само это слово, как и рус. чучуна , тунгусского про исхождения), у которых голова срослась с туловищем, а при еде они проталкивают пищу плечами [6, с. 215—216; 51, с. 56—57; 56, с. 85, 99—100]. — ...хожу в поисках еды (..мэт тэнмэ тонорэр эвриэнуйэк) — букв.: «идя за своим горлом, хожу». 5 — Дай мне что-нибудь, я тоже дам (Нэмэн'оллэн' мэтинь киик} мэтэйк мэ киит) — предлагая обмен, безголовый ведет себя в соответствии с традициями народов Севера. 6 — Потел дальше — так и скрылся, легко шагая (Мэ мираай йахлаах, таат, уудэк лохо^орж, мэр элэч ) — описание походки безголового (мираай... лохо^орэк ‘пружинисто, поднимаясь всем телом, зашагал’) подчеркивает огролшую силу великана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2