Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
7 — ...думаась... (...думает) — рус. думать. — Дурак... — рус. слово. — И все — сказано по-русски. — Хозяин Земли (Аэбиэн пугиль) — у тундренных юкагиров данному персона жу соответствует Аукунбурэбэ киидьэ , букв.: «дух земли». В тексте 3, бл. 22 это сло восочетание переводится как «дух-хозяин земли». В комментируемом тексте юкаг. лэбиэн пугиль (возможно также погиль) для простоты передается как «хозяин зем ли» (пугиль, погиль ‘хозяин’), хотя логичнее было бы «дух-хозяин земли». Этот ми фологический персонаж наряду с хозяином воды и хозяином моря входит у лесных юкагиров в тройку основных хозяев видимой природы ([88] цит. по [29, с. 56]). Основные функции Хозяина Земли состоят в заботе о «благополучии и численности стад диких животных, распределении промысловых животных по охотничьим угодьям и между отдельными охотниками»; он «...представляется высоким “как лиственни ца” черным человеком, живущим в лесу» [28, с. 56]. Кроме главного Хозяина Земли существуют хозяева отдельных мест. Последние, как и хозяева отдельных видов жи вотных, находятся у Хозяина Земли в подчинении [72, ч. 2, с. 69]. 8 — ... испугавшись , тебя съел., (...иркэйдэллэ тэтул лэу...) — по поверьям лесных юкагиров, если испугать шамана или просто старого человека, тот «съедает» айви (см. кол^мент. к текстам 34, бл. 3; 36; 60, бл. 6) своего обидчика, который через некоторое время умирает [Там же, с. 70]. Смерть ждет и обидчика Хозяина Земли. 36. Приход айви человека с Нижней земли на Среднюю землю (Шоро- мо айбии аал$удуол лэбиэгэт ердьуол лэбиэн'ин кэлуоги). Зап. на юкаг. и рус. яз. Л.Н. Жукова в 1987 г. от В.Г. Шалугина, 52 лет, в пос. Нелемное Верхнеколым- ского р-на Якутской АССР. — Личн. архив исследователя — Публ.: [72, №11]. — ...айви человека... (Шоромо айбии...) — т.е. душа, «тень» умершего, способ ная вселиться в новорожденного. В переводе использован местный русский диалек тизм айви , усвоенный из юкаг. айбии , тунгусского происхождения [7, с. 77, 435]. Согласно В.И. Иохельсону, лесные юкагиры различали у человека три души [72, ч. 1, с. 11]. Мир мертвых назывался словом айбидьии, производным от айбии [47, с. 145; 72, ч. 1, с. 11, 14, 137; 72, ч. 2, с. 70; 90, с. 18]. По представлениям юкагиров, греш ники не могут родиться заново. Их тени после смерти навсегда остаются в Ниж нем мире [72, ч. 1, с. 157]. См. также коммент. к текстам 34, бл. 3; 35, бл. 8; 60, бл. 6. 1 — ...став травинкой... (...улэгэраа нуот гудэдэллэ...) — собственно, засох шей прошлогодней травинкой, «соломинкой». Она занимает видное место в пред ставлениях юкагиров о душе. Если младенец, в которого должна переселиться душа- айви, еще не родился, она может войти в такую травинку, дерево или цветок [Там же, с. 137]. — ...с Нижней земли на Среднюю землю вышла, поднялась (Аалуудуол лэбиэ гэт.. ердьуол лэбиэнин... укэйт арпась) — т.е. перешла из Нижнего мира, мира мертвых, в Средний мир, обитель живых людей. 2 — ...скопа (...рыбак...) — хищная птица из семейства соколиных, питающа яся рыбой [Там же, с. 138]. В юкагирском тексте эта птица обозначена русизмом рыбак , возможно, местным русским названием скопы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2