Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

3 — Младшая в собачку превратилась , в тайгу убежала (Увнуолтан тоукэ- диэ нуот кудэдэллэ йуобии лани пегиэй ) — подобные превращения обычны в фольклоре не только юкагиров, но и других народов Севера [Там же, с. 144]. 4 — ...щенок... (...тоукэд уе...) — букв.: «собачий ребенок». МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ([ЭДЬИЛ ЙЭДЭЙУОЛ НЬИЭДЬИЙ КАРАВААЛ, ЙАЛ5ИНБЭЙ ЧУУЛДЬИИ]) 33. Одинокий юноша (Маархан адил). Зап. Г.Н. Курилов в 1964 г. от И.Е. Ку- рилова, 94 лет, в пос. Андрюшкино Нижнеколымского р-на Якутской АССР. — Архив ЯНЦ, ф. 5, оп. 14, ед. хр. 94. — Публ. впервые. 1 — У него было оружие ( Мэр аарииньэй ) — букв.: «у него бы л о ружье», см. кол*мент. к тексту 1, бл. 97. — Оружие , издающее треск , оружие , имеющее лук (Кэлдэйнубэ аариику нон - давйэндьэ аариик) — вероятно, сказочное оружие, нечто среднее между ружьем и арбалетом. 3 — ...кишку с брюшным жирком., (...сштаадиэ^ат..) — речь идет о жире, обволакивающем оленью кишку ( сикаа ). 4 — В песне говорилось... ( Иахтэ мони... — букв.: «песня говорила») — испол­ нитель И.Е. Курилов, очень пожилой человек, сообщил автору этих строк, что не может включить песенные вставки в данный текст, потому что их мелодия утрачена. 6 — ...пригожая девушка (.. мархильчаакаанж ..) —- см коммент. к тексту 22, бл. 7. 7 — ...дочь бога (...хойн мархиль...) — о юкагирском боге см. коммент. к тек­ сту 25, бл. 8. 34. Духи-покровители собак (Лаамэн моойэпэ). Зап. Г.Н. Курилов в 1987 г. от A.B. Куриловой, 69 лет, в пос. Андрюшкино Нижнеколымского р-на Якутской АССР. — Личн. архив исследователя. — Публ. впервые. — Jbyxu-покровители собак (Лаамэн моойэпэ ) — по представлениям тундрен- ных юкагиров, собаки и олени имеют духов-покровителей. Они наблюдают за тем, как человек относится к этим животным. 2 — Когда человек после смерти едет на оленях... (Квдэ йабада§а, илэлэк уунуда^а...) — по традиционному обряду тундренных юкагиров, мертвеца кладут на нарты, запрягая в них оленя, которого убивают. Если он некоторое время бьет­ ся в агонии, это расценивается как предвестие доброго пути покойника в мир мертвых. — ...будем лежать (...кудиэйэли) — духи-покровители собак, вероятно, сами имеют облик этих животных. 3 — ...не доезжал до той земли , до которой добирался (...тудэ кеткэйтэл лукул^а эл квткэйнулльэл ) — т.е. до мира мертвых. — Такой человек будто бы не становится нупгни (Таатбандьэ кедэ эл нунг- нуолнулльэл бууттэ) — по поверьям тундренных юкагиров, хороший человек уми­ рает лишь телесно, а его душа ( нунпии ) переселяется в тело новорожденного, что­ бы вернуться к жизни в новом облике (см. колшент. к тексту 1, бл. 65). Многие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2