Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
ся едой’ (текст 59, бл. 15); Чама кедэньэдэ чама к едж ол дж эврэк, / уоньэдэ уоЕголКу / лугуйэн годэнъж лугуйэн геджолк, / апаналааньэдэ апаналааколк — / такнигинэ амутнж эврэтчэк ‘С человеком взрос лым — взрослым человеком будь, / с ребенком — ребенком, / с челове ком старым — старым человеком, / со старухой — старухой, / тогда хо рошо будешь жить’(текст 59, бл. 39) и т.д. Произведения чуолъэдъии нъиэдъилпэ зачастую не имеют четких гра ниц с рассказами, квалифицируемыми нъиэдъплпэ. Поэтому трудно оп ределить место некоторых рассказов в ряду чуолъэдъии нъиэдъилпэ — нъиэдъплпэ. Эти две разновидности устных произведений не имеют суще ственных различий ни в форме изложения, ни в архитектонике, в обеих фигурируют образы шаманов (см. тексты 51, 53, 55, 56, 60—62, 65, 66). У тундренных юкагиров шаманы были бедными людьми (см., например, легенду «Ичен»), поскольку они не получали вознаграждения за камлание. Согласно представлениям юкагиров, психические способности ша манов передавались по наследству из поколения в поколение. Однако сильные шаманы из опасения за судьбу детей могли прервать эту неви димую связь. Так, по рассказам моей матери Анны Васильевны Кирило вой, поступил мой отец, когда при советской власти его стали преследо вать как действующего шамана. Но, как показала жизнь, сделать это не всегда удавалось. Свидетельство тому жизнь моего брата, писателя, С.Н. Ку- рилова, временами впадавшего в состояние нервного расстройства. В пе риод «пробуждения» скрытых в человеке шаманских сил последний за болевал психической болезнью. Она проходила после трех лет и при обя зательной помощи сильного шамана, выполнявшего ритуал посвящения человека в шаманы. В сравнении с чуолъэдъии нъиэдъилпэ ‘рассказы о древних людях’ в нъиэдъилпэ ‘рассказы’ появляются новые персонажи. К ним относятся, во-первых, женщины, способные совершать магические действия (см тек сты 65, 70), во-вторых, так называемый сукидъэврэй чупчэ ‘бродячий чукча’ (текст 67) и, в-третьих, предсказатель будущего (тексты 63, 64). В рассказе «Заговор-вызов» (текст 70) Ириной Ивановной Курило- вой, тетей Ириной ( йаадиэ Орпнэ ), запечатлен обряд, имевший место в жизни юкагиров. В 40-х гг. XX в. все ездовые олени в стаде самцов исхудали (как это всегда происходит весной), и оленеводы не могли откочевать на новое пастбище. Они попросили йаадиэ Орпнэ вызвать при помощи заговора талуутэл ездовых оленей из соседнего стада. На другое утро после со вершения ритуала олень, кличку которого назвали в заклинании, привел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2