Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
рые по содержанию и целевой направленности можно отнести к жанру преданий, легенд и мифов. Предания повествуют о событиях глубокой древности, положивших начало истории того или иного рода и племени. Например, предание «Как появились Гусиные люди» (текст 52) расска зывает о том, как от девушки и медведя родился сын Корел. Он имел сына и двух дочерей. Его сына, очевидно, звали Мантра ‘Гусь5 подобно тому, как другие носили имена Сахла ‘Сова’, Халъархаа ‘Розовая чайка', Лимхадиэ ‘Пелядь', Умуйээ ‘Щука' и тд. Предания также несли инфор мацию о древних обычаях, поверьях народа, строгом их соблюдении и наказании нарушителей. Так, в «Древнем сказании» (текст 51) младшая сестра охотника была умертвлена за то, что в нарушение охотничьего закона тайком пошла к туше забитого лося и, взглянув ему в глаза, по жалела его. Арктические юкагиры к охотничьей собаке относились как к человеку и даже соблюдали определенный ритуал захоронения. Об этом рассказано в предании «Озеро Собаки» (текст 59). В легенде «Ичен» (текст 55) повествуется о том, как почти все люди рода умирают из-за самодурства своего князца, подвергнув публичному истязанию молодого шамана. Вообще, в легендах при решении трудных вопросов особая роль отводится шаману. В них идет речь о чудесных способностях шаманов, исцелении больных, путешествиях в иной мир, состязании шаманов между собой (тексты 53, 55, 60—62). В отличие от преданий содержание многих мифов носит космого нический характер. Согласно мифу «Алайские огни» (текст 57), сполохи в ночном небе — это отблески костров, зажженных убегающими алай- цами. Их появление предвещает ухудшение погоды. Мифы в основном направлены на передачу молодому поколению традиционных взглядов на природу: все в ней имеет своего духа-хозяина. Эти духи-хозяева ( киидьэ , нунции, моойэ) следят за тем, чтобы человек не причинил особого вреда всему живому и неживому на земле. Напри мер, в мифе «Дедушка Огонь Мэру» (текст 58) дух огня наказывает че ловека и всех его близких за неуважительное отношение к себе и до машнему очагу. Таким образом, предания, легенды и мифы имели не только позна вательное, но и воспитательное значение для молодого поколения юкаги ров, ибо только на поучительном опыте предков можно было вырабо тать в нем черты духовного и нравственного своеобразия, свойственного душевному и психическому складу арктического человека У произведе ний чуольэдьии ньиэдъилпэ ‘рассказов о древних людях' в отличие от чуолъэдъии пундулпэ ‘сказаний о древних людях' и караваалпэ ‘сказок'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2