Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

2 Когда вызывали оленя, ставили снаружи — со стороны, куда он ушел, — воду с ягелем. Тот ягель, воду держат в котле. Потом, ка­ жется, недоуздком оленьих вожжей обматывают головку крюка*. Вот перемешивают им [ягель с водой], перемешивая, заговаривают. Руко­ ять крюка просовывают в рукав и внутрь кафтана, в рукав, произно­ сят заговор. Заговаривая, помешивают. Если у оленя есть кличка, на­ зывают эту кличку. Вот впереди скольких бы ни было оленей приходит олень, чья кличка была названа. Всех тех оленей приводит, ведя за собой. По­ смотришь на идущих: [передовой олень] приходит, оглядываясь на­ зад. Утром спозаранку приходят. 3 Давно когда-то у нас не было [ездовых] оленей, не могли коче­ вать, я вызвала заговором [оленей] других людей. Пришли пять ста­ рых ездовых оленей. У отца Кутличана был олень Мэнгтикэндя, я [его] вызывала. Пришел-таки к нам, [а наши] олени болели копыткой. 4 Заговором вызываем вечером. И ту еду* выливаем пришедшему в пасть. 5 Человека [обычно] заговором не вызываем. Страшно — зачем бу­ дем вызывать?! Слова заговора передашь [другому] человеку — не по­ действует. Вызываемый не приходит. Человека вызывали с помощью еды. Неспособный человек не мог вызвать. Те слова произносящего заговор человека были колдовскими.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2