Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
2 Когда вызывали оленя, ставили снаружи — со стороны, куда он ушел, — воду с ягелем. Тот ягель, воду держат в котле. Потом, ка жется, недоуздком оленьих вожжей обматывают головку крюка*. Вот перемешивают им [ягель с водой], перемешивая, заговаривают. Руко ять крюка просовывают в рукав и внутрь кафтана, в рукав, произно сят заговор. Заговаривая, помешивают. Если у оленя есть кличка, на зывают эту кличку. Вот впереди скольких бы ни было оленей приходит олень, чья кличка была названа. Всех тех оленей приводит, ведя за собой. По смотришь на идущих: [передовой олень] приходит, оглядываясь на зад. Утром спозаранку приходят. 3 Давно когда-то у нас не было [ездовых] оленей, не могли коче вать, я вызвала заговором [оленей] других людей. Пришли пять ста рых ездовых оленей. У отца Кутличана был олень Мэнгтикэндя, я [его] вызывала. Пришел-таки к нам, [а наши] олени болели копыткой. 4 Заговором вызываем вечером. И ту еду* выливаем пришедшему в пасть. 5 Человека [обычно] заговором не вызываем. Страшно — зачем бу дем вызывать?! Слова заговора передашь [другому] человеку — не по действует. Вызываемый не приходит. Человека вызывали с помощью еды. Неспособный человек не мог вызвать. Те слова произносящего заговор человека были колдовскими.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2