Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
4 Ну, стали его смотреть шаманы. Сразу узнали: ходил в плохое место. Большой шаман сказал: — Он чертову дочь* поднял на небо, из-за этого она его в Ниж нюю землю провалила*. Мы ее возвратим назад на свое место. Мы здесь сделаем деревянную девушку и снаружи посадим ее на дерево. Так они и сделали. Отвезли [ее] на лыжах. Сделанную из дерева бабу одни деревянной бабой называли. Другие шайтаном называли*. 5 В устье Поповки на другой стороне [реки] посадили ее на сто ящее у подножия сопки дерево. После того, как ее там посадили, находящийся при смерти парень ожил. То дерево еще стоит*. Все люди, которые мимо него проходят, приходят или уходят, что-ни будь кладут у основания корней того дерева. То большое дерево называют Дерево деда по прозвищу Старый. Дерево, имеющее хозяина. 67. БРОДЯЧИЙ ЧУКЧА* 1 На крутояре [озера] Улуро летовала в одиночку одна старуха На ступила осень, стало [рано] темнеть*. Другие летовавшие люди* жили неподалеку. 2 Однажды вечером, закрыв вход [в чум], сидела, поддерживала огонь. У нее была собака Та ее собака осталась где-то снаружи. Так [старуха] сидела, [и вдруг] ее собака стала с лаем бегать вокруг чума. Немного погодя послышался топот, собака заскочила в чум. Топот приблизился к входу. Потом кто-то стал толкать входную покрышку, пытаясь войти*. 3 Подбросив в огонь, старуха ползком приблизилась к входу. Дер жит маленький топорик. Когда снаружи опять так сделали, просто ударила топориком по этому месту. Когда так сделала, кто-то убе жал. Топот удалился в сторону едрмы. Собака ее выскочила, с лаем бросилась к едоме. Все время ее лай слышался со стороны едомы. 4 После этого старуха, не выходя [из чума], легла спать. Утром встала Выпила чаю, что-то поделала, пошла к едоме. Впереди нее туда побе жала собака. Старуха с обрыва взглянула: под едомой лежит длинный челове чище. На нем одежда из нерпичьей шкуры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2