Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

относился к собакам, духи набросятся с лаем и напугают оленей. Тогда душа умершего не сможет переселиться в тело новорожденного, чтобы вернуться к жизни в новом облике (см. коммент. к тексту 34). В этом произведении, на наш взгляд, проявляется существовавший у древних юка­ гиров культ собаки. В группу мифологических сказок включен верхнеколымский текст «Петр Бэрбэкин» (38), являющийся пересказом русской сказки «Федор Бермятин». Особый интерес вызывают юкагирские представления о стро­ ении Вселенной, описание Нижнего мира и его обитателей и др. В качестве особой разновидности караваалпэ и чуулдъиипэ выступа­ ют так называемые бытовые сказки. На первый взгляд кажется, что в них отражены реальная жизнь и быт древних людей. Однако юкагира­ ми такие произведения воспринимаются как небылицы, описание недо­ стоверных событий. Вместе с тем подчас очень трудно отличить их от некоторых преданий и легенд, так как в сюжеты последних также вво­ дятся элементы и волшебных, и мифологических сказок. Персонажами многих бытовых сказок выступают люди жадные и коварные, лживые и хитрые. За свой обман или злодеяния они, как пра­ вило, сурово наказываются. Например, Тороха в одноименной сказке (текст 41), разбогатевший за счет одурачивания людей, всю жизнь оста­ ется презираемым бобылем. В бытовых сказках осуждается умственная ограниченность, как страш­ ное зло, приводящее зачастую к трагическим последствиям. Так, в ниж­ неколымской сказке «Йонгочиликен и Ангачиликен» (текст 45), сходной по сюжету с верхнеколымской «Лошия, Лошия, гинушнугин» (текст 49), два дурака убивают своих жен, приняв свой чум за жилище соседа. С точки зрения сюжетного построения сказки о животных отлича­ ются простотой. В большинстве же произведений с элементами волшеб­ ных и мифологических сказок обнаруживается сюжетная сложность. Например, сюжет «Сказки о вошке» (текст 32) содержит следующие компоненты: 1) вошка-старик живет с двумя женами; 2) старика уно­ сит ветром, и он попадает в брюхо лося; 3) лось убит, а старик гибнет в кипящем котле; 4) младшая жена превращается в собаку и уходит в тайгу; 5) собака встречается со старушкой; 6) собака превращается в девушку и выходит замуж за сына старушки. По поводу превращения девушки в собаку необходимо заметить, что в сказке «Люди с нартами наподобие котлов» (текст 23) в собак, по­ мощников юноши, превращаются бедренные части туши дикого оленя. Эти и многие другие эпизоды характеризуют древних юкагиров как со

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2