Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

Жизнь в условиях Севера была всегда сопряжена с огромными труд­ ностями. Воображение человека создавало ему надежных помощников, искало способы выхода из трудных ситуаций, чему легко найти подтвер­ ждения в юкагирском фольклоре. Примером может служить записан­ ный у тундренных юкагиров текст «Люди с нартами наподобие котлов» (23). В этом произведении есть и чудесное рождение будущего героя от неро­ жавшей старухи, и его быстрое подрастание, а также превращение части туши оленя в собак, помогающих юноше в его похождениях. В сказке лесных юкагиров «Старик Бисерная Борода» (текст 30), содержащей ряд заимствований из якутского и русского фольклора, сначала неизвестно откуда появляются чудесные собаки-помощники, затем заколдованная «сказочным стариком» (чуулдьии пулут ) еда превращается в огонь, а сам «сказочный старик» — в сеть. Сказки с этим персонажем в верх­ неколымском фольклоре составляют большую группу. Еще В.И. Иохель- сон указывал, что он является продуктом чисто юкагирской демоноло­ гии и сравнивал его с аналогичными персонажами: «Отношение его к людям такое же, как у якутского уер, или чукотского келе. Они все пи­ таются людьми. Впрочем чукотский келе может явиться и благожела­ тельным людям духом. Но в то время как якутский уер есть невидимый злой дух, демон, питающийся человеческими душами, юкагирский чуо- льэльи-полут имеет совершенно материальную природу и питается чело­ веческим мясом точно так же, как мы питаемся мясом животных» [47, с. IV—V]. Можно добавить, что чукотскому келе у тундренных юка­ гиров, по-видимому, соответствует мифическое существо, обозначаемое многозначным словом кукул. Наиболее полные сведения об устройстве мира у древних юкагиров дает верхнеколымский фольклор. Так, в сказке «Приход айви человека с Нижней земли на Среднюю землю» (текст 36) для возвращения в Сред­ ний мир айви ‘душа’ человека сначала прорастает из-под земли в виде травинки. В этот период с ней могут произойти разные приключения. В рассматриваемой сказке травинка сначала оказывается в животе мыш­ ки, а мышка — в животе ленка. Когда скопа съедает ленка, из его живо­ та выпадает живая мышь, она становится добычей совы, из ее живота травинка падает на землю и превращается в человека. Среди мифологических сказок тундренных юкагиров выделяется текст «Духи-покровители собак» (34). В нем духи собак изображаются суще­ ствами, стерегущими дорогу, по которой умерший едет в страну мерт­ вых. Если покойник при жизни не обижал собак, заботился о них, то духи затаятся, чтобы не напугать везущих его оленей. Если же тот плохо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2