Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
Типическим местом в сказаниях является описание ритуала перере зания сухожилий на ногах побежденного противника. Так, Эдилвей перерезает сухожилия предводителя ламатканов: Чо^удин'дъииги чавнум- лэ ‘[Эдилвей] перерезал [на его ногах] сухожилия’ (текст 1, бл. 100). В другом варианте побежденный противник говорит Эдилвею: Тэт адуо льэл курильиильэлдэу тэт чо^удикдьии тиндаа ат чавнук ‘Если бы я знал, что у тебя есть племянник, давно перерезал бы сухожилия твоих ног’ (текст 4, бл. 5). Часто встречаются в публикуемых фольклорных произведениях ус тойчивые формулы. Так, в нескольких сказаниях речевой оборот указы вает на то, что некто является сильным человеком или искусным охот ником Например, один из вариантов сказания об Эдилвее начинается словами: Эдъилвэй мэдьуоллъэлк хааличэ гедэк. Хааличэ иэруучэк ‘Эдил вей от рождения сильный человек. Искусный охотник’ (текст 2, бл. 1). В сказании «Идилвей» о нем говорится так* Хааличэ гвдэ нолаай, хааличэ иэруучэк ‘Стал сильным человеком, искусным охотником’ (текст 5, бл. 1), в сказании «Нираха»: Хааличэ иэруучэ н-олаай — талавлэ йуорэ уудэк пуннунум ‘Стал искусным охотником — как увидит дикого оленя, все гда убивает’ (текст 9, бл. 9). Устойчивыми формулами выражены и такие концовки произведе ний, как: „мэр уорпэри , мэ тэччиэ нолаай ‘...заимел детей, стал богачом’ (текст 9, бл. 29). Эта же формула использована в сказании «Хабанга»: Хавана пойуодьэ уорпэритэтчиэ колаай ‘Хабанга заимел много детей, стал богачом’ (текст 6, бл. 17). Все признаки устойчивых формул приобретают и такие обороты, как: 1) Куодьидуо чукрэ эл ва^атэйтэйли , тудэ чунгрэн худуолщпэ уусэщп ‘Ум мальчика мы не изменим, пусть делает то, что лежит у него на уме’ (текст 7, бл. 12); 2) Хадаат мэдьуохуолэ эл курильиику. Таат кийуочи- ир эвриэнурэн’ сукунэ лэйтэйн'а ‘Они не знали, откуда они родом. Так живя вдвоем, стали узнавать [окружающий] мир’ (текст 10, бл. 1). Подобные устойчивые формулы служат свидетельством того, что ис полнитель хорошо знает наиболее употребительные речевые обороты родного фольклора и придерживается традиции оказывания. В этом проявляются не только способности сказителя, но и его мастерство ис полнителя произведений устного народного творчества. Исполнительским мастерством особо прославились тундренные юкагиры Н.Т. Трифонов и Г.М. Третьяков. Хорошие сказители для усиления эмоционального воздействия на слу- шат е ля очень ум е ао пользовал и сь такж е различными интонационными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2