Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
текстов об Эдилвее он используется как основной. Следует отметить, что произведения типа чуольэдъии пундул предназначались в основном для мальчиков. В них сконцентрированы знания, необходимые человеку для сохранения семьи, рода, племени. Наиболее полно они изложены в упо мянутом варианте сказания. Юноша прежде всего должен стремиться к физическому совершен ству. Когда сирота Эдилвей, чуть подросший, собирается идти войной на чукчей, чтобы отомстить за отца, его дедушка говорит: ... тэт кэдэл виэк: чугумук, вэрвэмуку чщадьэк. Тэт кэдэл виэнурэлэк, тэт амаа йувлдвйчэ тон'орэ-морирэ тон'орэтэ^анэн' ‘...тело свое подготовь: стань быстрым, стань сильным, трудись. Подготовив свое тело, сможешь пойти вслед за копьем своего отца’ (текст 1, бл. 7). В юкагирских сказаниях физическо му совершенствованию подростков и юношей часто способствуют жи вотные. Так, в сказании «Обученный птичкой» (текст 7) при помощи птички юноша за два лета достигает физического совершенства, ловко сти, быстроты, силы, а в сказании «Нираха» (текст 9) медведь помогает юноше стать сильным, ловким и быстроногим. Одновременно с физическим совершенством у юноши вырабатыва ются такие важные для пешего охотника качества, как умение попадать в цель копьем издалека, меткость в стрельбе из лука. Последнее достига ется при многократном выслеживании диких оленей и охоте на них. В результате юноша превращается в великого охотника ( хааличэ иэруучэ\ кормильца близких, своего рода, племени и в защитника сородичей и родной земли от чужеземцев. Каждый юноша должен обзавестись семь ей и родить продолжателя рода. Соответствующий совет дается юноше, желающему как можно скорее сразиться с убийцами своих родителей: Энгэнэь г эл амдулъэк, тэт амун иклъамущн. Эльи тэт мирийэрк, уор- пэрк ‘Слишком не торопись, пусть твои кости затвердеют, окрепнут. Сначала женись, заведи детей’ (текст 1, бл. 7). Таким образом, лейтмотивом сказаний является установка жизнен ных ориентиров для мальчиков как будущих продолжателей рода, кор мильцев семьи, а также воинов, призванных защищать сородичей от иноземных поработителей. Достижение этой цели требовало от сказите лей мастерства, мудрости, владения приемами эмоционального воздей ствия на слушателя. Всеми этими качествами в той или иной степени обладали все сказители эпических произведений. Сказание об Эдилвее в исполнении Н.Т. Трифонова существенно отличается от других многоплановостью сюжета. Если в сказаниях соци ально-бытового содержания «Хабанга» (текст 6), «Нираха» (текст 9) сна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2