Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

текстов об Эдилвее он используется как основной. Следует отметить, что произведения типа чуольэдъии пундул предназначались в основном для мальчиков. В них сконцентрированы знания, необходимые человеку для сохранения семьи, рода, племени. Наиболее полно они изложены в упо­ мянутом варианте сказания. Юноша прежде всего должен стремиться к физическому совершен­ ству. Когда сирота Эдилвей, чуть подросший, собирается идти войной на чукчей, чтобы отомстить за отца, его дедушка говорит: ... тэт кэдэл виэк: чугумук, вэрвэмуку чщадьэк. Тэт кэдэл виэнурэлэк, тэт амаа йувлдвйчэ тон'орэ-морирэ тон'орэтэ^анэн' ‘...тело свое подготовь: стань быстрым, стань сильным, трудись. Подготовив свое тело, сможешь пойти вслед за копьем своего отца’ (текст 1, бл. 7). В юкагирских сказаниях физическо­ му совершенствованию подростков и юношей часто способствуют жи­ вотные. Так, в сказании «Обученный птичкой» (текст 7) при помощи птички юноша за два лета достигает физического совершенства, ловко­ сти, быстроты, силы, а в сказании «Нираха» (текст 9) медведь помогает юноше стать сильным, ловким и быстроногим. Одновременно с физическим совершенством у юноши вырабатыва­ ются такие важные для пешего охотника качества, как умение попадать в цель копьем издалека, меткость в стрельбе из лука. Последнее достига­ ется при многократном выслеживании диких оленей и охоте на них. В результате юноша превращается в великого охотника ( хааличэ иэруучэ\ кормильца близких, своего рода, племени и в защитника сородичей и родной земли от чужеземцев. Каждый юноша должен обзавестись семь­ ей и родить продолжателя рода. Соответствующий совет дается юноше, желающему как можно скорее сразиться с убийцами своих родителей: Энгэнэь г эл амдулъэк, тэт амун иклъамущн. Эльи тэт мирийэрк, уор- пэрк ‘Слишком не торопись, пусть твои кости затвердеют, окрепнут. Сначала женись, заведи детей’ (текст 1, бл. 7). Таким образом, лейтмотивом сказаний является установка жизнен­ ных ориентиров для мальчиков как будущих продолжателей рода, кор­ мильцев семьи, а также воинов, призванных защищать сородичей от иноземных поработителей. Достижение этой цели требовало от сказите­ лей мастерства, мудрости, владения приемами эмоционального воздей­ ствия на слушателя. Всеми этими качествами в той или иной степени обладали все сказители эпических произведений. Сказание об Эдилвее в исполнении Н.Т. Трифонова существенно отличается от других многоплановостью сюжета. Если в сказаниях соци­ ально-бытового содержания «Хабанга» (текст 6), «Нираха» (текст 9) сна

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2