Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

гиров. Об этом персонаже В.И. Иохельсон писал: «Весьма возможно, что в юкагирских мифах о чудовищах-людоедах мы имеем следы существо­ вания на севере племени каннибалов, пожиравших пленников или вооб­ ще иноплеменников» [47, с V]. Такие специфические отрицательные пер­ сонажи, как чуонгерэл и чуулдъии пулут , по нашему мнению, являются основой для выделения в сказках тундренных и лесных юкагиров двух подгрупп: 1) караваалпэ и чуулдъиипэ ‘сказки*; 2) чуулдъии пулут чуул- дъиипэ и чуонгерэл караваалпэ ‘сказки о чудовищах-людоедах’. Однако в фольклоре тундренных юкагиров наряду с караваалпэ и нъиэдъилпэ есть еще одна группа произведений. В них повествуется о незаурядных людях, наделенных исключительными физическими или пси­ хическими качествами. Она совпадает с рассказами о древних людях — чуольэдьии нъиэдъилпэ , но в отличие от последних в этой группе, во- первых, имеются персонажи, выступающие в качестве защитников соро­ дичей и родной земли от иноземцев, во-вторых, присутствуют элементы волшебных сказок, в-третьих, встречается персонаж чуонгерэл ‘железное чудовище’. Тем самым отличаясь от нъиэдъилпэ ‘рассказов', они прибли­ жаются к чуонгерэл караваалпэ ‘сказки о железных чудовищах'. И хотя рассматриваемые произведения не имеют в народе названия, исполните­ ли обычно говорят: Идъиэ чуолъэдъиилэн' пундутмэн' ‘Теперь о древних людях расскажу'. Здесь глагол пунду- ‘рассказать' в отличие от глагола нъиэдъи- ‘рассказать' имеет еще значения ‘изложить', ‘пересказать'. Эту группу произведений следовало бы назвать чуольэдьии пундулпэ ‘сказа­ ния о древних людях'. Таким образом, повествовательные произведения тундренных юка­ гиров можно разделить на следующие группы: 1) сказки — караваалпэ ; 2) сказки о железных чудовищах — чуонгерэл караваалпэ ; 3) рассказы — ньиэдъилпэ\ 4) рассказы о древних людях — чуольэдьии нъиэдъилпэ , приближа­ ющиеся к жанру преданий и легенд; 5) сказания о древних людях — чуольэдьии пундулпэ. В последних присутствуют произведения героического и социально- бытового характера. Среди произведений героического характера выделяется сказание об Эдилвее. Оно сохранилось в нескольких вариантах, которые, видимо, представляют собой отдельные фрагменты некогда существовавшего це­ лого. Из них наибольшей полнотой характеризуется вариант, записан­ ный А.Н. Лаптевым от сказителя Н.Т. Трифонова (текст 1). При анализе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2