Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
коротких, отрывистых предложений, нередко неполных. То подлежащее, то другие части предложения отсутствуют и о них приходится догады ваться по смыслу, по ходу рассказа, по предыдущему или последующему предложению» [47, с. III]. 3. Заметное влияние русского фольклора на сказки о животных: ли сица в юкагирском фольклоре «проводит одинаково как волка, так и ворону, медведя и человека» [Там же, с IV]. 4. Наделение зайцев умением хитрить и обманывать людей и жи вотных. 5. Наличие особого отрицательного фольклорного персонажа — ска зочною старика: чуолэджи полут (чуолэдыш полут в записи В.И. Иохель- сона; современное чуулдьии пулут). В названную работу В.И. Иохельсона были включены также четыре образца фольклора тундренных юкагиров, записанных им зимой 1897 г. во время 2-месячного пребывания у них. Это предания о приходе тунгу сов Бетильского рода на Алазею и о предках юкагиров Второго Алазей- ского рода: «Приходится сожалеть, что по указанным выше причинам у меня оказывается мало записей на тундренном наречии. Помещенные тут тексты дают материал для сравнения тундренного наречия с верхне колымским, но недостаточно представляют собой тундренный фольклор» [47, с XIV]. Этот пробел в какой-то степени могла бы заполнить И.М. Золотаре ва, использовавшая материалы по фольклору тундренных юкагиров для коллективной монографии «Юкагиры: Историко-этнографический очерк» [86} Однако эта работа носила чисто историко-этнографический характер, поэтому в ее статье «Материальная культура юкагиров по фольклорным памятникам» предоставленные данные служили источником для разра ботки интересующей ее проблемы. Она отметила ряд особенностей тун дренного фольклора: в произведениях сказочного жанра «сюжеты боль шинства из них заимствованы из фольклора якутов, русских и других соседних народов» [Там же, с. 112], например, сюжет одной юкагирской сказки похож на сюжет «Сказки о царе Салтане», другой — на сюжет якутской сказки «Чарчахан». В юкагирских сказках часто встречаются цари, священники, города, аналогичные таким персонажам в русских сказках. Наконец, справедливо замечено, что в фольклорных произведе ниях тундренных юкагиров «много говорится об охоте на дикого оленя» [Там же, с 116]. Однако в целом работу И.М. Золотаревой нельзя на звать посвященной разработке проблем фольклора тундренных юкаги
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2