Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

деятельность ИЛ. Николаевой, Л.Н. Жуковой и Л.Н. Деминой по сбору и публикации фольклорных произведений. Так, ими подготовлены к из­ данию «Фольклор юкагиров Верхней Колымы» [72], «Лунное лицо» [45], «Хозяин Земли» [74]. Наряду с лингвистическими материалами автор этих строк также собирал фольклорные тексты. Некоторые из них хранятся в Архиве ЯНЦ АН PC (Я), а часть — в личном архиве. Отдельные образцы фольклора тундренных юкагиров опубликованы в сборниках «Сказки и предания Севера» [64] и «Предания о древних людях» [43]. Изредка произведения юкагирского фольклора включались в различ­ ные издания по фольклору народов Севера, а также в сборники писате­ лей народов Севера. Но они, как правило, подвергались значительной литературной обработке и тем самым теряли самобытные черты ориги­ нала, давая лишь самые обгцие представления о культуре и мировоззре­ нии юкагиров. Из известных нам публикаций по научной разработке проблем юка­ гирского фольклора следует выделить одну, содержащую довольно сжа­ тую характеристику особенностей устно-поэтического творчества юкаги­ ров: уже цитировавшуюся вступительную статью В.И. Иохельсона к книге «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора...» [47]. Фольк­ лорные произведения лесных юкагиров он распределил по двум разде­ лам: в первый включил сказки, во второй — рассказы, предания и ле­ генды. Подобное деление свидетельствует, на наш взгляд, о том, что В.И. Иохельсон в этом вопросе последовал традиции верхнеколымских юкагиров и разделил все произведения на два жанра: чуулдъии ‘сказка’ и нъиэжиил ‘рассказ’. Анализируя произведения сказочного жанра, он осо­ бо выделил следующие их особенности: 1. Немногочисленность произведений «исключительно юкагирского фольклора». В жанре сказок достойны особого внимания как истинно юкагирские творения лишь сказки о зайцах ( чол^оро ) и сказочных ста­ риках (чуулдъии пулугп). Все остальное в фольклоре лесных юкагиров, по мнению Иохельсона, не имеет чисто юкагирского происхождения: «Боль­ шинство из них (т.е. из 27 образцов, включенных в работу. — Г. К) общи всему крайнему северо-востоку, а сюжеты некоторых заимствованы от пришлых племен». Вместе с тем он особо подчеркивал: «Но в том и другом случае сказки эти, как по форме, так и по содержанию приме­ нились к юкагирскому пониманию» [47, с. III]. 2. Скудость синтаксических средств изложения: «Форма юкагирской речи отличается отсутствием длинных периодов. Она состоит из весьма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2