Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

лов), крупного рогатого скота (около 20 голов). Кроме того, члены об­ щины продолжали ловить рыбу и добывать пушнину. Лесные юкагиры добывали соболя, занимались рыболовством и заготовкой древесины. Однако, не получая финансовой поддержки государства, тундренные юкагиры вынуждены были вести отчаянную борьбу за сохранение от­ дельного хозяйства с этнокультурным центром на р. Лабунмэдэну. Ог­ ромные трудности встали перед общиной в социальном обеспечении ее членов. В такое же нелегкое положение попала и соседняя (эвенская) община «Оролчан», поэтому в конце 1990-х гг. было решено объединить их в одно хозяйство «Чайла». В нее вошла вся территория Олеринского наслега Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Несмотря на многочисленные трудности, и верхнеколымские, и ниж­ неколымские юкагиры не прекращали своей борьбы за проживание на землях предков, сохранение традиционного уклада жизни и привычных форм природопользования, родного языка, фольклора, обычаев и верова­ ний. Однако сильное влияние русской и других культур, значительные изменения в образе жизни привели к тому, что архаичные элементы юкагирской культуры постепенно начали утрачиваться и заменяться чуже­ родными. Особенно быстро процесс заимствования всего русского шел у лесных юкагиров. И если бы в конце XIX в. В.И. Иохельсон не стал зани­ маться сбором материалов по их языку и фольклору, то многое из того, что нам известно о культуре лесных юкагиров, к середине XX в., когда впервые начали фиксировать сведения о духовной и материальной куль­ туре тундренных юкагиров, было бы утрачено. Уже в 1900 г. В.И. Иохель­ сон сетовал на утерю многих сведений о древней культуре лесных юка­ гиров. Во вступительной статье к книге «Материалы по изучению юка­ гирского языка и фольклора...» он писал: «Изучение языка, на двух наре­ чиях которого говорят теперь всего около 500 человек... есть труд весьма неблагодарный в практическом отношении, но смею думать, для этноло­ гии результаты этого изучения имеют тем большее значение, что в них собрана значительная часть из того, что еше сохранилось (подчеркнуто нами. — Г. К) о языке и фольклоре древнего племени крайнего северо- востока Азии, племени, дни которого сочтены» [47, с XV]. В той же статье говорится: «Предлагаемые в настоящем томе юка­ гирские тексты собраны мной в 1895—1897 гг. в Якутской экспедиции, снаряженной B.C. Отделом И. Р. Геогр. Общества на средства И.М. Си- бирякова и организованной ДА. Клеменцом, среди юкагиров Колымско­ го округа, с отдельными родами которых я жил и кочевал более двух лет» [Там же, с. I].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2