Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

В начале 1950-х гг. «Оленевод» стал колхозом-миллионером, и пос Тус- тах-Сень начал обустраиваться ускоренными темпами. Юкагиры жили здесь отдельным хозяйством, была открыта начальная школа. Все это положительно влияло на этническое самосознание жителей и способство­ вало сохранению традиционной культуры и широкому распространению юкагирского языка на всей территории колхоза. Однако в ходе проведенной при Н.С. Хрущеве кампании по укруп­ нению хозяйств и ликвидации мелких поселков колхоз «Оленевод» был ликвидирован, пос. Тустах-Сень снесен, а сами жители стали переселен­ цами. Так, потомки древнейших обитателей низовьев Колымы оказались на земле своих предков без собственной территории, без отдельного хо­ зяйства и без этнокультурного центра. В новой многонациональной сре­ де пос. Андрюшкино — центра укрупненного колхоза «Сталин» — но­ вое поколение юкагиров начало утрачивать элементы родной культуры, забывать язык, отходить от традиций предков. Подобное происходило и у лесных юкагиров. Все это привело к тому, что из 712 юкагиров, выявленных пе­ реписью населения 1989 г., только 30 % в какой-то мере владели родным языком, а знающих родную культуру и фольклор было еще меньше. Не­ многочисленная интеллигенция давно пыталась сделать все возможное, чтобы предотвратить исчезновение своего народа. Мощным толчком, про­ будившим представителей юкагирской интеллигенции к активной работе в области культуры, явилась реабилитация в 1956 г. первого юкагирского ученого и писателя Н.И. Спиридонова (Тэки Одулока), в возрасте 31 года репрессированного НКВД. Большую роль в появлении первых юкагир­ ских романов С. Курилова «Ханидо и Халерха», «Новые люди», первых крупных поэтических произведений Улуро Адо (Г.Н. Курилова) сыграли также представители русской и якутской интеллигенции 60—80-х гг. XX в. Они же поддержали создание юкагирской письменности в 1982 г., пер­ вые публикации поэтических произведений на юкагирском языке, вве­ дение уроков юкагирского языка в Андрюшкинской и Нелемнинской средних школах. Юкагирские дети впервые стали учиться грамоте по родному букварю. Серьезные изменения в жизни юкагиров произошли в начале 90-х гг. XX в. Так, сначала тундренные юкагиры создали свою родопле­ менную общину «Чайла» («Свет») на территории бывшего колхоза «Оле­ невод», а затем и лесные юкагиры — общину «Тэки Одулок» на терри­ тории бывшего колхоза «Светлая жизнь». Община «Чайла» занималась разведением домашних оленей (около 4000 голов), лошадей (около 100 го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2