Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

Лингвисты давно заметили «сладкоязычное» русское произношение походчан (жителей с Походска в низовьях Колымы), возникшее, как пред­ полагают, под влиянием юкагирского языка. Андылыцина (импровизи­ рованная любовная песня, от юкаг. адил ‘юноша’) русских колымчан также имеет смешанный юкагирско-русский характер. Родственные связи тунд- ренных юкагиров с местным русским населением не могли не отразить­ ся на их культуре в целом и в особенности на содержании фольклора. Хорошие отношения могли устанавливаться у тундренных юкагиров и с якутами. Здесь также выдавали девушек замуж за якутов со Средней Колымы. Так, известный шаман Нявал (юкаг. Нъаавал) выдал трех своих сестер за якутов из местности Сиэн-Кюель. Их потомки сейчас носят фамилии Бандеровы, Носовы, Тарасовы. И вообще, тундренные юкагиры и эвены смотрели на местных якутов как на своих родственников, хотя и дальних. История юкагиров, древнейших обитателей Северной Азии, полна трагизма. Сначала их вытеснили с обжитых мест тунгусоязычные при­ шельцы, а в XVII—XVIII вв. на них обрушились страшные эпидемии оспы, унесшие 10 локальных групп. Оставшиеся жители Колымы испы­ тали все тяготы колониальной политики царизма. После установления советской власти юкагиры активно взялись за переустройство своей со­ циальной, экономической и культурной жизни. Однако многим их на­ деждам не суждено было сбыться. Так, лесные юкагиры, жившие в Сейм- чанском районе Магаданской области, образовали колхоз «Светлая жизнь». В 1954 г. территория их колхоза вошла в состав Якутской АССР. Оле­ неводство, скотоводство, коневодство, рыболовство, охота на соболя да­ вали немалые доходы, многие жители занимались огородничеством и картофелеводством. Однако почти все добытое стало уходить в централь­ ное хозяйство, когда колхоз лесных юкагиров превратили в небольшую бригаду укрупненного колхоза с центральным правлением в с. Верхне- колымск. В середине 30-х гг. XX в. тундренные юкагиры на базе нескольких товариществ образовали колхоз «Оленевод». Из-за ограниченности оленьих пастбищ у чукотского колхоза «Турваургин» территория двух юкагир­ ских товариществ со всеми людьми и оленями была включена в его со­ став. В колхозе «Оленевод» было 10 тыс. оленей, несколько десятков го­ лов крупного рогатого скота и столько же лошадей. Колхозники зани­ мались добычей пушнины и выловом ценных видов рыб в озерах Оле- ринской тундры. Центральная усадьба колхоза — пос. Тустах-Сень — располагалась на р. Большая Чукочья (по-юкагирски Аабунмэдэну).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2