Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
Лингвисты давно заметили «сладкоязычное» русское произношение походчан (жителей с Походска в низовьях Колымы), возникшее, как пред полагают, под влиянием юкагирского языка. Андылыцина (импровизи рованная любовная песня, от юкаг. адил ‘юноша’) русских колымчан также имеет смешанный юкагирско-русский характер. Родственные связи тунд- ренных юкагиров с местным русским населением не могли не отразить ся на их культуре в целом и в особенности на содержании фольклора. Хорошие отношения могли устанавливаться у тундренных юкагиров и с якутами. Здесь также выдавали девушек замуж за якутов со Средней Колымы. Так, известный шаман Нявал (юкаг. Нъаавал) выдал трех своих сестер за якутов из местности Сиэн-Кюель. Их потомки сейчас носят фамилии Бандеровы, Носовы, Тарасовы. И вообще, тундренные юкагиры и эвены смотрели на местных якутов как на своих родственников, хотя и дальних. История юкагиров, древнейших обитателей Северной Азии, полна трагизма. Сначала их вытеснили с обжитых мест тунгусоязычные при шельцы, а в XVII—XVIII вв. на них обрушились страшные эпидемии оспы, унесшие 10 локальных групп. Оставшиеся жители Колымы испы тали все тяготы колониальной политики царизма. После установления советской власти юкагиры активно взялись за переустройство своей со циальной, экономической и культурной жизни. Однако многим их на деждам не суждено было сбыться. Так, лесные юкагиры, жившие в Сейм- чанском районе Магаданской области, образовали колхоз «Светлая жизнь». В 1954 г. территория их колхоза вошла в состав Якутской АССР. Оле неводство, скотоводство, коневодство, рыболовство, охота на соболя да вали немалые доходы, многие жители занимались огородничеством и картофелеводством. Однако почти все добытое стало уходить в централь ное хозяйство, когда колхоз лесных юкагиров превратили в небольшую бригаду укрупненного колхоза с центральным правлением в с. Верхне- колымск. В середине 30-х гг. XX в. тундренные юкагиры на базе нескольких товариществ образовали колхоз «Оленевод». Из-за ограниченности оленьих пастбищ у чукотского колхоза «Турваургин» территория двух юкагир ских товариществ со всеми людьми и оленями была включена в его со став. В колхозе «Оленевод» было 10 тыс. оленей, несколько десятков го лов крупного рогатого скота и столько же лошадей. Колхозники зани мались добычей пушнины и выловом ценных видов рыб в озерах Оле- ринской тундры. Центральная усадьба колхоза — пос. Тустах-Сень — располагалась на р. Большая Чукочья (по-юкагирски Аабунмэдэну).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2