Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
рые юкагирские роды обламутели, а с другой — некоторые ламуто-тун- гузские роды объюкагирились, верхнеколымские юкагиры со злобой пе редают рассказы о жестокостях, совершавшихся ламутами во время битв» [36, с. 97]. Кроме того, лесные юкагиры сталкивались и с коряками. Их стычки сначала носили локальный характер: отдельные семьи коряков, перейдя Становой хребет, оказывались на охотничьих угодьях юкагиров. Постепенно они переросли в обычай кровавой мести. В.И. Иохельсон отмечает: «Так как борьба между отдельными родами таких родствен ных племен, как юкагиры и коряки, по большей части вызывалась обы чаем кровавой мести, то стычки между ними должны были отличаться жестокостью. Побежденные роды истреблялись целиком» [47, с. IX]. На конец, кроме ламутов и коряков, притесняли верхнеколымских юкаги ров и якутские скотоводы, отнимая у них лучшие места охоты и рыбо ловства: «Якуты народ более культурный, чем юкагиры; их общественная организация значительно развитее, а по характеру они не отличаются скромностью. Вытеснение робких юкагиров при таких условиях было делом не трудным. Русская администрация больше покровительствовала якутам, умевшим льстить и одаривать» [Там же, с. XI]. Следовательно, лесные юкагиры были вынуждены искать покрови тельство у сильного соседа, способного защитить их земли и их самих от недобрых намерений других народов. Вот почему, по нашим сведениям, большую часть времени года верхнеколымские юкагиры проводили в непосредственной близости от русских острогов. Эти постоянные кон такты, естественно, не могли не повлиять на их язык и фольклор. В отличие от когимцев алайцы сталкивались лишь с чукчами, прихо дившими с восточной стороны Колымы. Об этом идет речь в сказаниях об Эдилвее, в одиночку защищавшем свой родной край от чужеземцев (см. об этом ниже). Отдельные ожесточенные стычки у алайцев были и с русскими казаками. Предводитель Аллай осаждал Нижнеколымский острог, среди защитников которого был С. Дежнев, впоследствии про славленный первопроходец. Со временем столкновения между тундрен- ными юкагирами и русскими сменились добрососедскими отношения ми, поскольку, по свидетельству многих путешественников, местные рус ские женились в основном на юкагирках, так как внешне привлекатель ные юкагирки с детства были приучены к жизни охотников и рыбаков и имели смирный нрав. Подобные брачные связи приводили к тому, что некоторые элементы культуры юкагиров привносились в культуру рус ских поселенцев, вследствие чего она приобретала смешанный юкагиро- чукотско-якутско-русский характер. $ ЦГд, 'ЗС1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2