Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

во время эпидемий оспы. О когимцах В.И. Иохельсон писал: «Ко^имэ — по словам ясачного юкагира, старика Шалугина, был когда-то юкагир­ ский род на Омолоне» [36, с. 209] и сообщал, что тундренные юкагиры лесных юкагиров называют кощмэ. Таким образом, несмотря на исчез­ новение племени, имя его сохраняется как обозначение юкагиров Верх­ ней Колымы. Нечто подобное произошло и у тундренных юкагиров: в ясачные книги вошло самоназвание одного из коренных племен — алайии (в русском написании: алаи, алайцы). Наряду с алайцами были и такие группы юкагиров, которых соседние народы именовали хангайцами и эр- бэтканами. Они тоже были неоднородны. Так, почти половину хангайцев составляли вагарильцы (по-юкагирски — ва^ариилпэ). Они себя также называли коренными жителями Нижней Колымы (вадариил ‘коренной’, ‘истинный’). Эрбэтканы, т.е. люди Гусиного рода, несомненно, представ­ ляли собой оламутившихся юкагиров-яндинцев (панда ‘гусь’). По сооб­ щениям информантов, после оспы, когда осталась малая часть эрбэтка- нов, они стали именовать себя алайцами. Таким образом, коренны­ ми жителями нижнеколымской тундры можно назвать алайцев и вага- рильцев. О другой группе хангайцев В.И. Иохельсон, кстати, побывавший у них в 1897 и 1902 гг., написал так: «Из маленьких бродячих родов тун­ дры между Колымой и Алазеей Бетильский тунгусский род самый мно­ гочисленный... На Колымской тундре он смешался с юкагирами, изме­ нив их тип и в известной степени обычаи, нравы и верования. Но тем не менее все указанное у них носит довольно еще резко юкагирский характер <...> притундренные якуты называют бетильцев “хангайцами” (хакгайылар)». В тундре сохранилось предание, согласно которому язык бетильцев в древнее время был заимствован у алайцев и «в этом отно­ шении они вполне объюкагирились» [36, с. 209]. Эти слова В.И. Иохель­ сон написал сто с лишним лет тому назад, сегодня же алайцев осталось не более десятка человек, но и те метисированные. У потомков вага- рильцев и хангайцев-бетильцев этноним алаи сохраняется, как и у верх­ неколымских юкагиров, в качестве обозначения тундренных юкагиров. Отношения юкагиров с соседями — тунгусоязычными оленеводами — в прошлом всегда были натянутыми, и между ними постоянно происхо­ дили ожесточенные столкновения из-за богатых ягелем и зверями зе­ мель. Вот что пишет об этом В.И. Иохельсон: «По юкагирским предани­ ям эти войны до того были ожесточенны, что победители убивали также нередко женщин и детей. Еще теперь, когда, с одной стороны, некото-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2