Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

Отмеченное «сознание этнического единства» у различных локаль­ ных групп юкагиров имело место не потому, что они воспринимали себя одним этносом, а потому, что этноним «одулы» (как и этнонимы «славя­ не», «тюрки» и т.п.) объединял эти разные племена в некую условную общность. Молено считать твердо установленным фактом этническую са­ мостоятельность тундренных (нижнеколымских) и лесных (верхнеколым­ ских) юкагиров, хотя в ясачных книгах алаи и когимцы, как и все ос­ тальные 12 групп, называются «родами». Судя по небольшому словарю Ф. Матюшкина [47а]*, исчезнувшие омоки и обрусевшие чуванцы также имели свои вполне самостоятельные языки и, следовательно, могли быть отдельными народами. Все это говорит о том, что представление о юка­ гирах как об одном народе, бытовавшее в начале XX в., должно быть изменено. Необходимо осознать, что в лице лесных и тундренных юка­ гиров мы имеем дело с двумя близкородственными, но все же самосто­ ятельными народами — остатками исчезнувшей, уральской по проис­ хождению, семьи древних народов Северной Азии. Лесные юкагиры называют себя одул и обитают в бассейне р. Ясач­ ная, левого притока р. Колыма, на территории Верхнеколымского улуса (района) Якутии. Тундренные юкагиры называют себя вадул и обитают на территории Нижнеколымского улуса Якутии по бассейнам рек Ала- зея и Большая Чукочья, впадающих в Северный Ледовитый океан. В.И. Иохельсон этнический состав лесных юкагиров делил на три рода: Чолгород-омо (Заячий род), Анид-омо (Рыбий или Рыбниковский род — по официальным документам) и Мэдьид-омо (Нартенный род). Следует отметить, что наиболее известным значением слова омо является «род, народ». Об этих родах В.И. Иохельсон писал: «Что касается до Коркодон- цев (Нартенный род. — Г. К) и Поповцев (Рыбий род. — Г. К), то послед­ ние почти вымерли... Нартенный же род Коркодонцев во время Ясачной комиссии 1830 года был причислен к Чахадэнджи (Заячий род). Теперь остатки всех 3-х родов составляют один род под общим названием “Уш- канского”» [36, с 107]. Надо заметить, что понятие Чахадэнджи, обозна­ чающее юкагиров, живших по р. Ясачная (ср. юкаг. Чахадэн ‘р. Ясачная’), Ушканский произошло от русского диалектизма ушкан ‘заяц’. Тут возникает вопрос: почему в официальных документах того вре­ мени встречается название когимцы? Оказывается, дело заключается в том, что племя ко^гшэ ‘ворон’ ( кощмэджи — ‘люди племени когимэ’; когимцы — русская адаптация юкагирского этнонима) вымерло, очевидно, * Знаменитый моряк, адмирал, лицейский товарищ АС. Пушкина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2