Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)
Система звукового выражения в танцах верхнеколымских юкагиров весьма развита Она включает помимо собственно кинетических форм выражения широкий спектр различных типов интонирования, не имею щих аналогов в других жанровых сферах. Это позволяет определить лон'дол как одно из наиболее древних, автохтонных явлений в культурном на следии одулов в отличие от песенных жанровых традиций сравнительно позднего происхождения. Характеризуя две локальные фольклорные традиции юкагиров, мож но говорить о сходствах и отличиях, которые обнаруживаются на раз личных уровнях рассмотрения звуковой культуры. В качестве общих мо ментов, свойственных музыкальному фольклору как верхнеколымских, так и нижнеколымских юкагиров, следует отметить ряд соответствий в пла не этнической жанрово-маркирующей лексики: йахтэл ‘песня', нъиэдъил ‘легенда, предание’, волман йахтэ ~ алман йахтак ‘шаманская песня’ и др. В то же время здесь наблюдаются и существенные различия: «сказка» у вадулов обозначается караваал , у одулов — чуулъдъии. На уровне жан рового состава фольклора тундренных и таежных юкагиров назовем на личие у тех и других лирических песенных импровизаций—воспеваний, имеющих, по-видимому, общую природу жанрообразования и разные фор мы звуковой реализации. В сказочных (мифологических) сюжетах тунд ренных и таежных юкагиров песенные/речитируемые эпизоды «озвучи вают» прямую речь персонажей. Колыбельные песни зафиксированы в обеих группах, и в обоих случаях они соотносятся с локальными песен ными традициями. Шаманские песни, записанные у вадулов, занимают особое место в системе интонационной культуры и не имеют сегодня аналога в культуре одулов. Круговой танец лон'дол , зафиксированный у одулов, напротив, не сохранился у вадулов. Наконец, наличие развитой песенной традиции исполнения личных («именных») напевов у вадулов не отражено в мелодическом фонде современных одулов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2