Фольклор юкагиров. - 2005. (Т. 25.)

вдох и выдох) охарактеризовано словосочетанием тунмул хонтол (букв.: «горло идет (играет)»), а фальцетные возгласы (призвуки) — неперево­ димым словом ильхлъау. Интересно отметить, что словосочетание тун­ мул хонтол с тем же значением встречается в сказке о братьях «Ло- шия», записанной В.И. Иохельсоном: «Старший их брат запел: “Лошия гин-гин-гин... Горло (голос) не идет, (а то) был бы певцом”. Средний за­ пел: “Лопчуо, Лопчуо”. Лошия сказал: “Друг, твое... горло , видно, идет (курсив мой. — Т.И.), надо его убить”» [47, с. 31—32]. В нотировке данного образца мы попытались отразить все многооб­ разие тембровых, звуковых характеристик танца, которым обладает его «живое» исполнение. В связи с этим использовались специальные знаки и особое расположение нотоносцев. Звуки, извлекаемые на вдох и выдох, переданы знаками ^ и ^ (о их применении см. [76, с. 67]). Для удобства чтения нотировки применен партитурный принцип расположения мате­ риала: выделены три фактурно-регистровых уровня записи, где средин­ ная линия (звукоизвлечение на вдох и выдох) отражает постоянный тем­ бровый «фон», верхняя — звуки фальцетно-возгласного типа, нижняя — форсированные горловые, хрипящие звуки. Основным размером танца является 4/8, за ритмическую единицу принята восьмая. Ритмической моделью основной композиционной едини­ цы служит четырехсложная группа звуков равной длительности: «ТТЛ- При этом наиболее распространена семисложная структура строки. Если учесть особенности чередования звуков, извлекаемых на вдох и выдох, можно выявить не менее десяти различных ритмотембровых формул. Основопо­ лагающими могут быть следующие сочетания: П И — своего рода темб­ ровый фон, который появляется на границе крупных разделов; п и - связан с наиболее активным, кульминационным разделом Все другие про­ изводные образования не носят строго регламентированного характера. Появление форсированных горловых, хрипящих звуков совпадает с мо­ ментом выдоха, а фальцетно-возгласных — наоборот, с процессом взятия дыхания. При этом фальцетные звуки на слоги лъоульа имеют опреде­ ленную высоту. Наиболее интересны в плане тембровой, регистровой диф­ ференциации разделы, в которых доминирует какой-либо один способ зву- коизвлечения. Можно предположить, что в подобных случаях исполни­ тельница демонстрировала «сольные» фрагменты звукоподражательного ха­ рактера, имеющие место в коллективном исполнении. В частности, в 9—10-й строках преобладает фальцетно-возгласный тип фонации, инто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2