Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

Муж ей на колени голову свою положил. К его ушам пригляде­ лась — оказывается, это ее собственный сын: ею вдетые серьги в его ушах торчат. (Медведица прежде вот об этом догадывалась, потому и предуп­ редила дочь, чтоб она в гусь сыновей Усын-Отыр-Ойки не залезала, чтоб в гусь [самого] Усын-Огыр-Ойки залезала. — Коммент. скази­ теля^) [Мосьнэ] говорит: — Когда долгая человеческая жизнь, вечная человеческая жизнь настанет, пусть человек к собственной своей матери [в мужья] не угодит. У Нуми-Пос-Отца, где мои сородичи засияли, там засияю*. Взяла нож и сама себя убила. И теперь [там] живут, и теперь благоденствуют. 9 На самой макушке неба четырехугольником четыре звезды, одна самая яркая — вот это они [три медведя и Мосьнэ], пониже три звезды — это от сияний тех медведей. 6. МОСЬНЭ И ПОРНЭ 1 Мосьнэ и Порнэ вместе живут, одни в деревне. Мосьнэ отпра­ вилась за реку. К берегу подошла, говорит: — Черный мой зверь, рыжий мой зверь, выплывайте!* Выплыл ее черный зверь, села на его спину, за реку переправи­ лась. Вышла на берег, идет, впереди, смотрит, один дом стоит, в этот дом вошла: там женщина, Яныг-Эква, сидит. 2 — Ну вот, — говорит, — внученька, почини мне мою шубку. Ну вот, эта внученька стала чинить. А бабушка вот еду готовит*. Из носа кусочек носовой корки отковырнула, из своих ушей кусочек ушной серы отковырнула — еду готовит. Эта девушка ничего не го­ ворит, просто смотрит. У бабушки еда готова, сняла ее [с огня]. Все [варево] жиром по­ крыто, оказывается, застывающим стылым жиром. (Какая жирная сопля у нее! — Реплика сказителя .) 3 Ну, потом говорит: — Внученька, поищи у меня в голове. Внученька, скажи: «Какой у тебя носище, как нос берестяной маски*!» — Зачем так говоришь, милая бабушка, маленькие нос-глаза милой женщины смолоду у тебя. — Внученька, скажи: «У тебя ручищи — как лопаты, которыми в очаге разгребают».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2