Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

— ..даром... (...ӯлтта...) — букв; «од­ носторонне»; т.е. ничего не отдавая вза- — ...вам сообщу (...тотэгум ) — букв; «вам принесу». 2 — ...полжизни... (...хум коти- лиг...) — средний возраст мужчины. 4 — ...сильно есть хочется (...сыме татем Этгалаве') — букв; «так сердце есть хочет». 5 — Бедный человек тоже сердце имеет, тоже есть хочет (Нуса хдтпа тав ос этгалан сым дньси) — по пред­ ставлениям манси, сердце — средоточие желаний и чувств. Поэтому в фольклор­ ных произведениях распространены вы­ ражения: «у человека сердце хочет есть», «сердце любит», «сердце горюет». 6 — У этого человека тридцать имен есть (Ты хумин ват нам ōньси) — большое количество имен говорит о том, что герой обладает бесконечными возмож­ ностями и способностями побеждать и выходить из затруднительных положений. 7 — ...рука сильной стала, нога сильной стала (...катэ ер суйты, лāглэ ёр суй­ ты) — так образно передается состояние гнева персонажа, когда напрягаются его мускулы. Устойчивое выражение, употребляемое в произведениях фольклора. 9 — Что она недавно ела, все насквозь просвечивает (Мӯнт тэм пӯлэ тара нāцти) — так говорят о ком-то стройном, статном. См. также коммент. 3 к тек- 16 — ...медью поят (...аргиныл айтытЗн) — травмированные кости манси заживляют порошком меди, который смешивают с теплой водой. Считается, что медь быстро залечивает переломы. 21 — ..милый мой брат... (...Ятил āпсикве ōлсын...) — обращаясь таким об­ разом к герою, женщина Мосьнэ показывает, что она узнала в этом человеке пред­ ставителя своего этноса — мось. 22 — ..[дорогу] до уровня колена, до уровня груди протоптанную нашли (...сйен тōлыгпам, млгылн тōлъипам м ил яктыл хбнтсъи) — образное поэтическое выра­ жение. Такой дорогой пользуется множество людей или существ, отличающиеся боль­ шими размерами и тяжестью, например, великаны (мēӈквы), лесные существа (вōрут) 24 — ..зятя... прекрасного богатыря... (...нāй вāпс... ōтыр вāпс...) — букв; «зять героини... зять богатыря» — так характеризуется богатырь. Когда хотят подчерк­ нуть его красоту и силу, о нем говорят «сын героини, сын богатыря» (мана тэлум нāй хум, мана т элум ōтыр хум). — ...в доме без огня, без воды находится (Улявиттāл колт длнэ...) — это зна­ чит, что девушку прячут от чужих глаз, чтобы ее не украли, желая взять в жены.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2