Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

в их землю полетел и только к полудню вернулся — земля вот такой величины стала. На третий день встали, опять говорят Ворону: «Схо­ ди-ка посмотри, какой величины наша земля стала». В их землю по­ летел, все его нет, день уже к вечеру. Перед тем, как лечь спать, Белый-Ворон, черным ставший, только и вернулся. Муж Ворону го­ ворит: «Ты ведь, когда ходил, что-то [плохое] сделал!» — Ворон гово­ рит: «Что я сделал? Один человек умер, потом я его поел, тогда чер­ ным и стал». — «Если ты ел человека, иди прочь! Когда ж е долгая человеческая жизнь настанет, когда же вечная человеческая жизнь настанет*, ты сам себе добывать лесного зверя не смей, речную рыбу' добывать не смей; на месте добычи лесного зверя человеком, с кро­ вавого места [падалью] кормись, в иные дни ложись спать голодным!» Ворон в лес и улетел, до сих пор там и живет. 4 Из того дома на Торфяном-Клочке Жена наружу выходит. Вой­ дя в дом, говорит своему Мужу: «Муж, за домом, оказывается, рос­ точек дерева вырос». Муж говорит: «Как есть с корнями, как есть с ветвями в дом его занеси!» Это дерево Жена выкопала, в дом занес­ ла, муж рассматривает его: оказывается, это кедр*. Жене говорит: «Вынеси на улицу, на то ж е самое место поставь!» Муж ее сам ни­ когда не выходит наружу. С Женой спать легли, [Муж] встал: его Жены нет. Куда ушла — кто же знает. Муж не выходит наружу, так и дальше живет. Так прошло четыре-пять недель, тот соскучился. Хоть и нельзя ему выходить наружу, сегодня он должен выйти Жену по­ искать. Подошел к порогу: его Жену снаружи слышно, говорит: «Не выходи! Я мальчика родила, мой сыночек уже белку добывать мо­ жет — так вырос, я через неделю домой вернусь, ты не выходи на­ ружу!» С неделю еще на улице были, потом Жена с мальчиком и вошли в дом. Сынок уже бегает, так вырос. 5 Человек песни, человек сказки* долго ли растет?! Жена-И-Муж дальше ночуют, дальше живут*. Их сын лесных зверей добывает — так вырос. Из мягкой стружки сердцевины дерева лук сделали, из мягкой стружки сердцевины дерева стрелы сделали; в водной сторо­ не, в лесной стороне охотиться тот начал. Муж говорит: «Нашему сыну какое имя дадим?» Жена говорит: «Если была бы девочка, я бы ей имя дала; ребенку мужского пола, наверно, отец имя дает!» Муж говорит: «Какое имя дам? Пусть будет Тарыг-Песь-Нималя-Сов». 6 Вот Тарыг-Песь-Нималя-Сов в лес идет, в горной стороне много амбаров на ножках* наполняет, в лесной стороне много амбаров на ножках наполняет; соболем, [разным] зверем просто завален. Когда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2