Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

13 — ...священная [огненная ] вода (..ялпыц сякв...) — в космогонических ми­ фах манси встречается мотив огненного потопа, или огненной воды. 14 — Ты ни о чем не думай! (Тыг у л номылматэн, тӯв у л номылматэн!) — букв.: «сюда не подумай, туда не подумай» — типичное фольклорное выражение, предупреждающее об опасности и настраивающее персонажа не пасовать перед ней, но и не кичиться своей силой. 15 — Ремарка сказителя, записанная Б. Мункачи. Составителю тома приходи­ лось видеть подобный ритуал исполнения. Помощник сказителя развел огонь в оча­ ге, поставил чайник, поджег чагу в переднем углу перед ящиком, где хранились изображения духов-покровителей. Крышку этого ящика приоткрыли. На стол пе­ ред нарами в переднем углу положили острием в угол нож-с ёхри из хорошей ста­ ли. Таким ножом мужчины пользуются при работе с деревом и на охоте. 16 — ...пальцы обеих рук... (...тулянэ...) — см. примеч. к бл. 16. 17 — Каких моих [двух] детей мучает! (..мана няврамакёгм саватавёг!) — эта женщина дух-покровитель, а в поверьях манси они называют людей своими детьми. Если люди почтительны к ним, то духи оказывают им помощь, если же нет, то могут причинить и страдания. 19 — ...Человека неких людей... (..Мā-хум мат хум...) — подразумевается пред­ ставитель неизвестных людей из неведомых краев. — Аевушка за занавеской сидит (Нэ хасап саиц пāлт ӯнлы) — согласно об­ ряду, во время сговора о свадьбе невеста сидела за специально повешенной зана­ веской. — Вот-вот замерзнет ! (Асирман ты тэве, та тэве!) — букв.: «Холод и ест, и ест». 20 — Вот-вот сгорит ! (Рёгн тытЭве,та тэве...) — букв.: «Жара и ест, и ест». — Тыс таким именем... (Нацмат-намыц...) — здесь, вероятно, имеется в виду имя мифологического героя: «Мужчина, объезжающий землю, Мужчина, объезжаю­ щий воды» (Мā ёцхнэ хум, Вит ёцхнэ хум), см. бл. 6. — ...уоснования лестницы... (,..хāцхылтап=тытта-ке...) — в представлениях манси с неба на Землю спускается лестница, но не до самой Земли. В противном случае каждый смертный мог бы пользоваться ею. 21 — ...семислойнымжелезным перевесом., (..еāт-пис кёр-патасыл...) — ман­ си пользуются перевесом-нитяной сеткой, преграждающей путь летящим уткам с водоема на водоем. Сетка навешивается на высокое дерево. Когда птицы застрева­ ют в сетке, охотники дергают за специальную веревку и сетка падает вниз, накры­ вая уток. 22 — ...в облике молодогогуся... (...мāнь=лунт-хурил...) — Тарыг-Песь-Нима­ ля-Сов и его сыновья могут предстать перед человеком в виде гуся. В священных хранилищах манси изображение гуся является одним из символов Мир-Суснэ-Хума. Так, в с. Няксимволь Березовского района гуся считают тотемной птицей. Когда весной над этой деревней появляются гуси, их не убивают. 23 — ...рогатого самца... копытного самца... (...āньтыц хāр... тохыц хāр...) — имеются в виду жертвенные олени и лошади. Особенно ценной считается белая лошадь. У северных манси не было своих лошадей. На западе или на обской сторо­ не покупали за большую цену лошадь другой масти, если нельзя было приобрести белую.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2