Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

«Если Нуми-Торум, мой отец, назначил моему уму быть долгим, пусть [этот лакер] в подол моего заношенного гуся завернется!» Опять за подол гуся лакер зацепился. Затем домой к деду, бабушке пошел. 3 Долго жил, коротко жил, снова стрелу взял, лук взял. Опять туда пошел, туда пришел, люди так говорят: — Сорнин-Пирва-Люлит-Отыр, наш маленький сын опять при­ шел. Снова на него лакер пустим. Затем лакер на него пустили. (Он был маленького роста, поэто­ му называли чирком. — Коммент. исполнительницы .) «Если Нуми-Торум, мой отец, назначил меня нести песню, не­ сти сказку, пусть лакер в подол моего заношенного гуся завернет­ ся», — опять подумал. Аакер туда завернулся. Теперь ж е он запуска­ ет [лакер] в их сторону. Где стоял их хозяин — смело его. Он, спле­ вывая кровавую слюну, встал, говорит: — Эй-я, Сорнин-Пирва-Люлит-Отыр, вот таким сильным и вос­ питал тебя твой отец! Он ничего не сказал. К своим деду, бабушке пошел. 4 Долго жили, коротко жили, однажды слышно, на улице воевать начали. Через какое-то время, слышно, человек песни, человек сказки бежит — Приготовься, дед, выходи, мои пальцы [о ручку сабли] стер­ лись. — Сын, съевший отца-батюшку, снова туда иди, куда спешишь! (Древние люди вот так ругаться не умели. — Коммент. исполни­ тельницы.) Тот снова туда воевать ушел. Слышит дед, снова бежит человек песни, человек сказки, снова зовет деда. — Человек, съевший отца-батюшку, иди! Я еще не готов! — го­ ворит дед. Это он силу внука испытывает. 5 Через какое-то время дед слышит, внук идет, говорит — Я убегаю, не выдержала моя сила, мои пальцы стерлись. Дед и бабушка говорят — Сделай добро, остановись ненадолго. Он остановился. Бабушка достала из переднего угла кольчугу, дед достал саблю. Затем бабушка его взяла белые кисы. Внук все это на­ дел, на вершину ската встал, говорит — Кисы, съевшие батюшку, отца, не повезете туда, куда мне нужно, [чтоб] содрать с вас шкуры и камусы, какие вы [великие] зве­ ри!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2