Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

4 Некоторые наши люди из деревни Мувынтес тоже некогда со стороны пришли. Семь богатырей Сорахта, семь богатырей священ­ ного Хулюма сюда с Луссума пришли. Это были очень сильные люди. В призывной песне говорится: прошедшие семь рек, прошедшие шесть рек, семь богатырей. Для них нигде преграды нет, очень крепкие были люди. Они сами побеждали, людей оберегали. Они поэтому ге­ роинями, богатырями признаны. До сих пор [им] люди, живущие в Хошлоге, Лопмусе поклоняются. Намного позже пришли в деревню Мувынтес люди с реки Саня. Их родню у нас называли Парни с Сани, родня санинских парней. Вот так люди с далеких мест, с близких мест друг с другом смеши­ вались. 50. ПАКВ-ПОСЫ-ВОЙКАН-ОТЫР 1 Пакв-Посы-Войкан-Отыр живет. У него есть жена, вероятно, с низовья [реки]. Жена все время в низовья просится. Она все сан с орнаментами делает. Сдирает бересту, на санах орнаменты разных зверей рисует, имеющих ноги, разных птиц, имеющих крылья. Шьет вота, шьет саны, перед мужем ставит. 2 При этом говорит: — Человеку, похожему на тебя, Пакв-Посы-Войкан-Отыр, озер­ ный жир, обской жир класть вот какие хорошие саны, вот какие хорошие бота. Муж берет саны — подальше пинает, берет вота — подальше толкает. Говорит: — Я рос, не питаясь озерным жиром, я рос, не питаясь обским жиром. 3 Жена к его словам не прислушивается. Вторая весна наступила, она опять еще лучшие саны делает, постоянно в низовья просится, говорит: — Человеку, похожему на тебя, Пакв-Посы-Войкан-Отыр, озер­ ный жир, обской жир класть вот какие хорошие саны, вот какие хорошие вота. 4 Пакв-Посы-Войкан-Отыр берет саны, хватает вота, все на кус­ ки разрывает. При этом говорит. — Не питаясь озерным жиром, обским жиром, мое мясо росло, мои кости росли. Не силой озерной еды, обской еды я рос. Питаясь мясом лося, мои кости росли. Питаясь мясом лося, мое мясо росло.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2