Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)
4 Некоторые наши люди из деревни Мувынтес тоже некогда со стороны пришли. Семь богатырей Сорахта, семь богатырей священ ного Хулюма сюда с Луссума пришли. Это были очень сильные люди. В призывной песне говорится: прошедшие семь рек, прошедшие шесть рек, семь богатырей. Для них нигде преграды нет, очень крепкие были люди. Они сами побеждали, людей оберегали. Они поэтому ге роинями, богатырями признаны. До сих пор [им] люди, живущие в Хошлоге, Лопмусе поклоняются. Намного позже пришли в деревню Мувынтес люди с реки Саня. Их родню у нас называли Парни с Сани, родня санинских парней. Вот так люди с далеких мест, с близких мест друг с другом смеши вались. 50. ПАКВ-ПОСЫ-ВОЙКАН-ОТЫР 1 Пакв-Посы-Войкан-Отыр живет. У него есть жена, вероятно, с низовья [реки]. Жена все время в низовья просится. Она все сан с орнаментами делает. Сдирает бересту, на санах орнаменты разных зверей рисует, имеющих ноги, разных птиц, имеющих крылья. Шьет вота, шьет саны, перед мужем ставит. 2 При этом говорит: — Человеку, похожему на тебя, Пакв-Посы-Войкан-Отыр, озер ный жир, обской жир класть вот какие хорошие саны, вот какие хорошие бота. Муж берет саны — подальше пинает, берет вота — подальше толкает. Говорит: — Я рос, не питаясь озерным жиром, я рос, не питаясь обским жиром. 3 Жена к его словам не прислушивается. Вторая весна наступила, она опять еще лучшие саны делает, постоянно в низовья просится, говорит: — Человеку, похожему на тебя, Пакв-Посы-Войкан-Отыр, озер ный жир, обской жир класть вот какие хорошие саны, вот какие хорошие вота. 4 Пакв-Посы-Войкан-Отыр берет саны, хватает вота, все на кус ки разрывает. При этом говорит. — Не питаясь озерным жиром, обским жиром, мое мясо росло, мои кости росли. Не силой озерной еды, обской еды я рос. Питаясь мясом лося, мои кости росли. Питаясь мясом лося, мое мясо росло.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2