Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

3 Мать решила убить сына Прежде чем русским в руки сын по­ падет, лучше сама куда-нибудь денет. Она сыну в лепешке грязь из- под ногтей своих рук дала. Сын тот хлеб съел. Он как-то отяжелел. На своих лыжах по скату к реке покатился. Докатился до середины реки, под лед, простоявший только ночь, провалился. На том месте, где он провалился, теперь под водой большущий камень лежит. Люди говорят, что там дом утонувшего богатыря Па- тум-Пирва-Люлит-Отыра. Деревня Мувынтес вот сколько слухов, вестей имеет. Эго очень древняя деревня. 49. СВЯЩЕННОЕ МОЛОКО 1 Среди наших манси есть такая весть: на земле, где мы теперь живем, была священная вода, большая горячая вода*. Поверхность земли тогда сгорела, стала, как охра. Говорят, эта охра уже глубоко в землю погрузилась, но ее следы до сих пор видны. Вода всплывала ненадолго, [на время], за которое можно сварить мясную еду. О над­ вигающейся беде люди за семь дней узнали. Поэтому, как могли, они приготовились. Люди сделали плоты из семи слоев лиственнич­ ных бревен. Ведь лиственница воду не впитывает. Вот так люди Му- вынтеса спасли свои жизни. 2 На этих плотах пологи из стерляжьей кожи натянули, так и сидели. Поэтому их змеи не трогали, никакие гады не кусали. Плоты свои крепко корнем типа [к дереву] привязали. Те плоты, привязан­ ные слабым корнем, и сорвало, и унесло. Так людей из деревни Му­ вынтес с реки Сакв куда-то на Обь и унесло. Эта родня поклонялась духу Паштор. В том месте, куда их прибило, деревню Паштор пост­ роили, до сих пор эту деревню Пашторская деревня называют. 3 Наши люди говорят, что возвращаться им было нельзя. Если бы они вернулись, все бы умерли. Манси на Сакв и манси, унесенные на Обь, до сих пор считаются родней, друг друга братьями, сестрами и называют. Если сказать правду, человек в поисках пищи* всю землю обхо­ дит. Как говорят наши люди, местные, [живущие] на реке Сакв-я, по реке Тагт-я, были Мис-Махум, Усын-Отыр-Ойка с Тонтон-Ойкой, как и мы, кажется, местные. Люди Мось с обскими людьми Пор — это со стороны пришедшие люди. Порнэ на берегу Оби или на берегу озера, собирая жуков, и ходит.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2