Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)
ния: Эрыг хум, мōйт хум... ‘человек песни, человек сказки’; или ...хоса мӣнас, вāти мйнас ‘долго шел, коротко шел’; сказка обычно заканчива ется оборотом: ...ань та хӯлы, ань та сюни — букв.: «и поныне блажен ствует, и поныне поживает»; или: Элм хōлас йисыц тōрум ӯнтхаты, элм хōлас нотыц торум ӯнт хат ы ‘долгая человеческая жизнь устано вится, вечная человеческая жизнь установится’; чтобы подчеркнуть досто инства богатыря, главного героя сказки, используется такая характерис тика ман тэлум нāй хум, ман тэлум ōтыр хум, мӯнт тэм пӯлэ тāра нāцти ‘какой выросший герой, какой выросший богатырь, что недавно съел — насквозь просвечивается’. В сказках много сравнительных оборотов, например: самвитанэ... хāль вит хольт овёгыт ‘из ее глаз слезы льются... как сок из березы’ (текст 12), или: ...нёхыс питал,ӯй питил лэнтпийима ‘...оказывается, для нее стара тельно устлано [место, как] соболиное гнездо, [как] звериное гнездо’. Сказки изобилуют образными обращениями, например: ...сӯп āтим, нёлм āтим ‘нет рта, нет языка’, т.е. герой соблюдает полное молчание. Или: ...нац ты тёр вильт ‘ты, железная маска’, т.е. ты бессовестный че ловек, способный на зло; или: сымтāл пōрхыл элаль та харты... ‘сердца в груди не чуя дальше и тащится’, т.е. в большом страхе идет он даль ше... (текст 23). Высота и размеры дворцов или городов, куда прибывают герои ска зок, необычны, их описание гиперболично: миннэ т ул сылынӯнлы, хай- тнэ тул сылым ӯнлы ‘[дом или город], идущие облака разрезая, стоит, бегущие облака разрезая, стоит”. Мансийская речь очень мелодична в силу наличия долготы гласных. Языку не свойственны сложные предложения. Редко встречаются пред ложения с развернутыми причастными и деепричастными оборотами, зна чение слова иногда выясняется только в контексте, в связи с другими словами оно может быть полисемантичным. Таким образом, фольклорные произведения манси отражают богат ство духовной жизни этноса. Ранее бесписьменный народ (до 30-х гг. XX а) за свою долгую историю создал богатейший фонд устного поэтического творчества Фольклор являлся своего рода литературой, могучим средством духовного воспитания народа, его национальной гордостью. Прав литера туровед И. Ильин, который считает, что «сказка есть первая, дорелигиоз- ная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свобод ных мифических образах в художественной форме. Эти философские от веты вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории. И сказки различных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2