Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

ния: Эрыг хум, мōйт хум... ‘человек песни, человек сказки’; или ...хоса мӣнас, вāти мйнас ‘долго шел, коротко шел’; сказка обычно заканчива­ ется оборотом: ...ань та хӯлы, ань та сюни — букв.: «и поныне блажен­ ствует, и поныне поживает»; или: Элм хōлас йисыц тōрум ӯнтхаты, элм хōлас нотыц торум ӯнт хат ы ‘долгая человеческая жизнь устано­ вится, вечная человеческая жизнь установится’; чтобы подчеркнуть досто­ инства богатыря, главного героя сказки, используется такая характерис­ тика ман тэлум нāй хум, ман тэлум ōтыр хум, мӯнт тэм пӯлэ тāра нāцти ‘какой выросший герой, какой выросший богатырь, что недавно съел — насквозь просвечивается’. В сказках много сравнительных оборотов, например: самвитанэ... хāль вит хольт овёгыт ‘из ее глаз слезы льются... как сок из березы’ (текст 12), или: ...нёхыс питал,ӯй питил лэнтпийима ‘...оказывается, для нее стара­ тельно устлано [место, как] соболиное гнездо, [как] звериное гнездо’. Сказки изобилуют образными обращениями, например: ...сӯп āтим, нёлм āтим ‘нет рта, нет языка’, т.е. герой соблюдает полное молчание. Или: ...нац ты тёр вильт ‘ты, железная маска’, т.е. ты бессовестный че­ ловек, способный на зло; или: сымтāл пōрхыл элаль та харты... ‘сердца в груди не чуя дальше и тащится’, т.е. в большом страхе идет он даль­ ше... (текст 23). Высота и размеры дворцов или городов, куда прибывают герои ска­ зок, необычны, их описание гиперболично: миннэ т ул сылынӯнлы, хай- тнэ тул сылым ӯнлы ‘[дом или город], идущие облака разрезая, стоит, бегущие облака разрезая, стоит”. Мансийская речь очень мелодична в силу наличия долготы гласных. Языку не свойственны сложные предложения. Редко встречаются пред­ ложения с развернутыми причастными и деепричастными оборотами, зна­ чение слова иногда выясняется только в контексте, в связи с другими словами оно может быть полисемантичным. Таким образом, фольклорные произведения манси отражают богат­ ство духовной жизни этноса. Ранее бесписьменный народ (до 30-х гг. XX а) за свою долгую историю создал богатейший фонд устного поэтического творчества Фольклор являлся своего рода литературой, могучим средством духовного воспитания народа, его национальной гордостью. Прав литера­ туровед И. Ильин, который считает, что «сказка есть первая, дорелигиоз- ная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свобод­ ных мифических образах в художественной форме. Эти философские от­ веты вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории. И сказки различных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2