Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

47. [ЧЕТВЕРТЫЙ СЛУХ, ЧЕТВЕРТАЯ ВЕСТЬ О ДЕРЕВНЕ МУВЫНТЕС] 1 Весной во время отстрела уток один обской мужчина на охоту поехал. Смотрит, по весеннему половодью большая коряга плывет. Приблизилась, этот смотрит: где там коряга! Оказывается, это напол­ ненная людьми лодка. В лодке семь богатырей гребут, объехавшие шесть рек, объехавшие семь рею Тот мужчина испугался. 2 Старший из мужчин сказал: — Если ты признаешь нас своими покровителями, мы тебя не тронем*. Этот мужчина согласился, на берег выскочил, дерево срубил, изоб­ ражения [богатырей] и сделал. Те дальше поплыли. По протоке и поехали. Оттуда вышли они к питательной реке, рыбной реке Тагт, им пришла мысль последовать по ней. 3 До Тагта доплыли, мыс с редким лесом увидели. Там на берег вышли. Такой [подходящий] мыс с редким лесом устроить город, ус­ троить деревню! На этом мысе, где они сидели, где они жили, семь своих посохов из лиственницы поставили. Из этих посохов листвен­ ничная роща выросла То место у манси молебным было. Теперь туда русские пришли, это место растоптали. 4 Эти семь богатырей [по реке] до деревни Мувынтес и добрались. Жители Мувынтеса отправили [их] по реке Сорахта, там и жили... Одна их сестра была замужем за Хонт-Торум-Ойкой. Место на реке Сорахта, где они жили, называют устье священного Хулюма. 48. [ПЯТЫЙ СЛУХ, ПЯТАЯ ВЕСТЬ О ДЕРЕВНЕ МУВЫНТЕС] 1 Есть вот такая весть. Одна женщина в деревне Мувынтес родила сына. Сын малорослый был. Поэтому назвали его Патум-Пирва-Лю- лит-Отыр. Только был он очень мудрым человеком, проворным был, умным был. У него были лыжи, покрытые шкурой выдры*. Те его лыжи очень ходкие были, большие [на них] расстояния пробегал. 2 Он жил в ту пору, когда появился Хальпус. Тогда появилась мука, там хлеб начали печь. Жители деревни Мувынтес Патум-Пирва-Лю- лит-Отыра в этот город за хлебом для больных посылали. Он так быстро бегал, что возвращался с теплой булкой хлеба за пазухой сво­ ей поношенной малицы. Всегда этого человека в город посылали. Однажды его мать волноваться стала, что только ее сына все время за хлебом в далекое место, в город и посылают.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2