Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

Вернулись люди в свою деревню, один человек среди мусора маль­ чонку нашел. Того мальчонку из мусора взял, вырастил. Он вырос, героем стал, богатырем стал. Его стали называть Пакв-Посы-Войкан- Отыр, [потому что] он был светлым человеком Его волосы были, как хвоя пожелтевшей лиственницы. 2 Нашедший его дед научил его держать оружие. Вырос [он], коль­ чугу с тела не снимал. Люди Мувынтеса на месте сожженной деревни молебное место сделали. Новую деревню на другом берегу Сакв-я поблизости от устья Сорахта устроили, на противоположном от гор берегу устрои­ ли, [чтобы] летом из-за гор идущие опасные в деревню быстро пере­ правиться не могли. 3 Долго или коротко жили, Пакв-Посы-Войкан-Отыр женился. Из каких краев была жена, об этом слова нет. Только каждую весну она съездить вниз по реке просилась, пусть ее свозит на Обь. Будто бы обской жир готовить, обской хор готовить*. Люди манси, живущие на Сакв-я, люди манси, живущие в вер­ ховьях Тагт-я, каждую весну едут навстречу рыбе, на Обь едут на­ встречу рыбе, идущей с моря, едут на расстояние 500—800 верст. На Оби жирную рыбу добывают, хор делают, жир делают. В августе месяце двигаются [с низовьев] вверх, бечевую и тащат, в свои земли тащатся. Большие каюки против течения с трудом волочат. Рыба приходит в Сакв-я, в верховья Тагт-я только в сентябре*. Вот поэто­ му люди такие мучения переносят. Манси со слабыми руками-нога­ ми родню поближе к Оби заводят, там навсегда поселяются. Чтобы обская родня давала им хорошие пески для ловли рыбы. Вот так родню и заводили, вот так становились близкой родней люди, живу­ щие поближе к Оби. 4 Люди, живущие в голодных верховьях Сакв-я, в голодных верхо­ вьях Тагт-я, весной вниз ездят, чтобы сил набираться, укрепить зиму спавшее сердце. Осенью с питательной Оби вверх тащатся. Вот так и мучились дорогие люди. 5 Однажды Жена-Пакв-Посы-Войкан-Отыра весной красивые сан делать стала, сан с орнаментами для обского жира, обской юколы, хорсяка, чтобы кушать зимой, чтобы зиму прожить. Сделанные [сан] перед мужем ставит, при этом говорит: — Вот тебе, герою, богатырю, красивые саны положить обской жир.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2