Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)
ет контаминированными мотивами, за счет чего разрастается сюжет. В текст «Священной сказки об Эква-Пыгрисе» включены песенные встав ки: просьба Дочери-Усын-Отыр-Ойки и ответ Дочери-Царя-Воды. К сожалению, сохранилась только расшифровка текста сказки, запи санной составителем в 1958 г. В дополнении к данному тому и на ком пакт-диске приведена «Призывная песня Дочери-Царя-Священной-Воды» в записи 1988 г., которая может дать представление о характере испол нения песен, включенных в текст 13. В них присутствуют элементы сва дебного обряда, связанные с выкупом невесты. По всей вероятности, в обряде в качестве выкупа давали определенное число оленей одной мас ти. В тексте говорится о семи оленях. Надо заметить, что в сказках манси, наряду с мифологическими эле ментами, широко отражена обрядовая практика народа. Яркий тому пример — сказка «Дятел и Тонкая-Граненая-Иголка» (текст 20), в кото рой называются обязательные ритуальные предметы, используемые на медвежьем празднике. Мансийским сказкам в большой степени свойственна поучительность. Таковы сказки «Лавочник» (текст 17), «Сиротка» (текст 23). В них со держится народное осуждение пьянства, жадности, бессердечного отно шения к сиротам. Большой пласт в сказочном фонде манси составляют детские сказки, в которых ясно просматривается установка на воспитание подрастающе го поколения. Близкие детской фантазии, изложенные простыми кратки ми предложениями, эти сказки понятны даже очень маленькому ребен ку, хотя несут достаточно большую смысловую нагрузку. В сказке «Бабушка-бабушка» (текст 40) одни и те же слова часто повторяются, поэтому их легко запомнить — будь то мансийские назва ния предметов или образы народной мифологии (например, тукан ‘ме шочек с принадлежностями для рукоделия’ или витхась ‘водяной’). Сказ ка построена в форме диалога: на вопрос звучит ответ, который побуж дает ребенка осмыслять его, а не просто принимать на веру. Эта малень кая сказка (состоит всего из 24 предложений) выполняет сразу несколь ко педагогических задач: учит малыша правильной речи, развивает у де тей артикуляционный аппарат, вырабатывает дикцию. Ритмический ри сунок сказки способствует ее быстрому запоминанию. Язык мансийских сказок очень образный, богат сравнениями, эпите тами. В сказках широко используются поэтические формулы, которые являются стилеобразующим элементом сказочной традиции и обеспечи вают ее устойчивость. Таковы распространенные формульные выраже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2