Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

ет контаминированными мотивами, за счет чего разрастается сюжет. В текст «Священной сказки об Эква-Пыгрисе» включены песенные встав­ ки: просьба Дочери-Усын-Отыр-Ойки и ответ Дочери-Царя-Воды. К сожалению, сохранилась только расшифровка текста сказки, запи­ санной составителем в 1958 г. В дополнении к данному тому и на ком­ пакт-диске приведена «Призывная песня Дочери-Царя-Священной-Воды» в записи 1988 г., которая может дать представление о характере испол­ нения песен, включенных в текст 13. В них присутствуют элементы сва­ дебного обряда, связанные с выкупом невесты. По всей вероятности, в обряде в качестве выкупа давали определенное число оленей одной мас­ ти. В тексте говорится о семи оленях. Надо заметить, что в сказках манси, наряду с мифологическими эле­ ментами, широко отражена обрядовая практика народа. Яркий тому пример — сказка «Дятел и Тонкая-Граненая-Иголка» (текст 20), в кото­ рой называются обязательные ритуальные предметы, используемые на медвежьем празднике. Мансийским сказкам в большой степени свойственна поучительность. Таковы сказки «Лавочник» (текст 17), «Сиротка» (текст 23). В них со­ держится народное осуждение пьянства, жадности, бессердечного отно­ шения к сиротам. Большой пласт в сказочном фонде манси составляют детские сказки, в которых ясно просматривается установка на воспитание подрастающе­ го поколения. Близкие детской фантазии, изложенные простыми кратки­ ми предложениями, эти сказки понятны даже очень маленькому ребен­ ку, хотя несут достаточно большую смысловую нагрузку. В сказке «Бабушка-бабушка» (текст 40) одни и те же слова часто повторяются, поэтому их легко запомнить — будь то мансийские назва­ ния предметов или образы народной мифологии (например, тукан ‘ме­ шочек с принадлежностями для рукоделия’ или витхась ‘водяной’). Сказ­ ка построена в форме диалога: на вопрос звучит ответ, который побуж­ дает ребенка осмыслять его, а не просто принимать на веру. Эта малень­ кая сказка (состоит всего из 24 предложений) выполняет сразу несколь­ ко педагогических задач: учит малыша правильной речи, развивает у де­ тей артикуляционный аппарат, вырабатывает дикцию. Ритмический ри­ сунок сказки способствует ее быстрому запоминанию. Язык мансийских сказок очень образный, богат сравнениями, эпите­ тами. В сказках широко используются поэтические формулы, которые являются стилеобразующим элементом сказочной традиции и обеспечи­ вают ее устойчивость. Таковы распространенные формульные выраже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2