Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)
произведения (например, тексты 2, 3), объясняющие, как образовалась Земля и откуда пошли люди, утверждающие естественность и законо мерность появления и земли, и человечества. Поскольку в подобных мифах говорилось о вещах древних (в них упоминались божества Верхнего мира и другие мифологические суще ства, оказывающие влияние на жизнь человека), они передавались из поколения в поколение как священная реликвия — тексты эти носили сакральный характер, и ими могли оперировать только люди, посвящен ные в таинства сказывания. Вот почему их исполнение было наполнено особым смыслом и обставлялось строгим ритуалом. Священные сказки могли исполнять только выдающиеся сказочни ки. Увлекательные по содержанию, образные по языку, эти сказки были интересны манси любого возраста. В несвященных сказках манси можно выделить все разновидности, известные у других народов: волшебные, бытовые, сказки о животных, кумулятивные. Так как мансийские сказки не изучены в полной мере, их классификация требует специального исследования. Здесь ж е мы об ращаем внимание на главную их особенность: помещенные в томе сказ ки носят признаки женского авторства. Это прослеживается в их тема тике. Создание семьи, отношения между родственниками, моральные принципы, вопросы воспитания — темы, близкие женщинам, в то же время в них явно просматривается и мифологическая подоплека. Помимо развлекательной, сказки выполняли и регламентирующие функции. Так, в «Священной сказке об Эква-Пыгрисе» (текст 13) отра жен обряд сватовства Невесту, лицо которой закрыто платком, вводят в дом мужа две женщины, держа за руки. За это она в день приезда в дом мужа должна одарить их платками, беря их из многочисленных платков, надетых на ее голову. А избранные женщины, в свою очередь, делают подарки родным невесты. Этот обряд сохранился и в современной ман сийской свадьбе, возможно, благодаря фольклорной памяти. Интересен сюжет сказки «Палтарись» (текст 12). Имя героя Палта несет следы заимствования из русского языка (ср. Балда), как и опреде ленные мотивы, имеющиеся в этой сказке (найм попом работника, по ложение Ваньки-дурака). Персонажи ее (царь, царский сын, поп), пред меты быта (табакерка, сабля), постройки (баня, лавка) свидетельствуют о тесных связях манси с русскими. Здесь, как и в русском фольклоре, про слеживается вера в «доброго царя» и неприятие поповства. По всей ве роятности, сказка возникла во время классовой борьбы, задевшей все народы России. Эта сказка, как и следующая за ней (текст 13), изобилу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2