Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

«Кругом вода, откуда взялся торфяной клочок? Домик на торфяном клоч­ ке? Жена и Муж в домике?». Исполнитель улыбается, не отвечая ни на один вопрос, предлагает слушать дальше. Стиль изложения несвященных сказок совершенно иной: исполни­ тельница сказок активно общается со слушателями и очень довольна, если слушатели реагируют на ее рассказ репликами или вопросами. Женщины-сказочницы могли рассказывать детские сказки, в кото­ рых не было сакральных, мифологических мотивов, либо исполнять свя­ щенные произведения — до того места или эпизода, после которых на­ чиналось развитие сюжета с запретными для женщин сакральными эле­ ментами. Наиболее значительными в мансийских сказках являются мотивы о сотворении Вселенной, возникновении живых существ и растительности на Земле, о героических деяниях предков манси, их контактах с други­ ми этносами, правилах проведения тех или иных обрядов, также о необ­ ходимости продолжения рода, бережном отношении к природе. В настоящий том нами включена «Священная сказка о возникнове­ нии Земли» (текст 1), взятая из I тома собрания Б. Мункачи, в качестве классического образца мансийского священного мифа-сказки, где хоро­ шо прослеживается тема первотворения. В мифе говорится о доставке земли со дна Мирового океана водо­ плавающими птицами. И здесь ж е сюжет перерастает в сказочный и по объему, и по содержанию, обретая жанровые признаки сказки, несмот­ ря на очень сильную мифологическую основу и систему персонажей (Кал- тась, Торум, Мир-Суснэ-Хум и др.). В мифологической части повествуется о том, что сначала была вода — Мировой океан, со дна которого пыталась достать кусочек земли гагара, у нее это не получилось. Тогда в процесс созидания вступает мифологи­ ческая птица Лулы, которой с большим трудом удается достать комочек земли. В анализируемом произведении говорится о первоначальной паре (Жена и Муж), от которой рождается человек — герой-богатырь. Соглас­ но сюжету мифа-сказки, сын-человек не унаследовал облика своих роди­ телей. По словам матери-Калтась, их сыну суждено установить «вечную человеческую жизнь». Только в конце мифа обнаруживается, что эта пара — божественная, и местом их обитания является Верхний (небес­ ный) мир. Таким образом, в мифе-сказке отражено представление ман­ си о небесном, божественном происхождении человечества. У предков манси, как и у других народов, был постоянный интерес к окружающему их миру и стремление познать изначальные истоки мироздания. Поэтому в народно-поэтическом творчестве не случайны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2