Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)
«Кругом вода, откуда взялся торфяной клочок? Домик на торфяном клоч ке? Жена и Муж в домике?». Исполнитель улыбается, не отвечая ни на один вопрос, предлагает слушать дальше. Стиль изложения несвященных сказок совершенно иной: исполни тельница сказок активно общается со слушателями и очень довольна, если слушатели реагируют на ее рассказ репликами или вопросами. Женщины-сказочницы могли рассказывать детские сказки, в кото рых не было сакральных, мифологических мотивов, либо исполнять свя щенные произведения — до того места или эпизода, после которых на чиналось развитие сюжета с запретными для женщин сакральными эле ментами. Наиболее значительными в мансийских сказках являются мотивы о сотворении Вселенной, возникновении живых существ и растительности на Земле, о героических деяниях предков манси, их контактах с други ми этносами, правилах проведения тех или иных обрядов, также о необ ходимости продолжения рода, бережном отношении к природе. В настоящий том нами включена «Священная сказка о возникнове нии Земли» (текст 1), взятая из I тома собрания Б. Мункачи, в качестве классического образца мансийского священного мифа-сказки, где хоро шо прослеживается тема первотворения. В мифе говорится о доставке земли со дна Мирового океана водо плавающими птицами. И здесь ж е сюжет перерастает в сказочный и по объему, и по содержанию, обретая жанровые признаки сказки, несмот ря на очень сильную мифологическую основу и систему персонажей (Кал- тась, Торум, Мир-Суснэ-Хум и др.). В мифологической части повествуется о том, что сначала была вода — Мировой океан, со дна которого пыталась достать кусочек земли гагара, у нее это не получилось. Тогда в процесс созидания вступает мифологи ческая птица Лулы, которой с большим трудом удается достать комочек земли. В анализируемом произведении говорится о первоначальной паре (Жена и Муж), от которой рождается человек — герой-богатырь. Соглас но сюжету мифа-сказки, сын-человек не унаследовал облика своих роди телей. По словам матери-Калтась, их сыну суждено установить «вечную человеческую жизнь». Только в конце мифа обнаруживается, что эта пара — божественная, и местом их обитания является Верхний (небес ный) мир. Таким образом, в мифе-сказке отражено представление ман си о небесном, божественном происхождении человечества. У предков манси, как и у других народов, был постоянный интерес к окружающему их миру и стремление познать изначальные истоки мироздания. Поэтому в народно-поэтическом творчестве не случайны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2